АЛМАТЫ, 15 ноя — Sputnik. О рождении новой валюты – казахстанского тенге, мир узнал в ноябре 1993 года: именно тогда в обращении появились первые купюры, наивысший номинал из которых имела банкнота в 100 тенге. Тогда на нее можно было купить чуть больше 20 долларов. Сегодня на нее не купить и 25 центов.
На смену рублю
15 ноября 1993 года стал днем, когда в Казахстане в официальное обращение поступили первые тенге, сменившие советские рубли.
Решение о создании национальной валюты в стране было принято после того, как прекратил свое существование Советский Союз, а Россия в связи с этим, решила ввести в обращение рубли нового образца.
Работу над тем, как будет выглядеть тенге, художники и дизайнеры начали еще в 1991 году. А уже через два года новая казахстанская валюта увидела свет.
На 15 ноября 1993 года тенге обменивали по курсу к рублю в соотношении 1 тенге к 500 рублям. Вместе с тенге появились и бумажные тиыны номиналом 1, 2, 5, 10, 20 и 50. Но уже к 1995 году, из-за высокой инфляции и падения курса тенге к доллару тиыны вышли из обращения.
Первые "удары"
Первое резкое падение тенге случилось уже в 1994 году. Сначала в феврале курс скакнул сразу более чем вдвое, с 4,7 до 11 тенге. Но и эта отметка продержалась недолго. В течение последующих трех месяцев доллар продолжал расти, как на дрожжах, и уже в мае-июне 1994 года тенге обновил антирекорд: за один зеленый, в только появившихся в стране обменных пунктах давали уже 35-40 тенге. По оценкам экспертов, именно 1994 год стал самым критичным в плане обесценивания тенге за всю 30-летнюю историю страны.
После резкого ослабления национальной валюты за столь короткий промежуток времени, настало относительное затишье: доллар продолжал расти, но происходило это постепенно и без резких колебаний. Тем не менее, за пятилетку - до 1999 года - он все же "прибавил" почти в два раза и стоил уже в районе 85-86 тенге.
Причиной очередного резкого падения тенге в 1999 году стало решение правительства и Нацбанка перейти к свободному колебанию обменного курса казахстанской национальной валюты. С без малого 80 тенге в марте, в декабре 1999 года доллар вырос до почти 120 тенге. Фактически курс нацвалюты всего за год девальвировался в полтора раза.
К 2003 году один "вечнозеленый" стоил уже в районе 149-150 тенге. И именно с этого момента начался временной отрезок, на котором тенге чувствовал себя наиболее уверенно за всю историю существования. В период с 2003 по 2008 годы казахстанская национальная валюта постепенно стала укрепляться: курс тенге к доллару к концу 2008 года составил чуть более 120.
Новые "волны"
Как и ожидалось, укрепление тенге оказалось не вечным. Очередная девальвация была проведена уже в феврале 2009 года. Тогда был установлен так называемый коридор обменного курса. Нацбанк определил его в рамках 150 тенге за 1 доллар. Одной из основных причин такого шага стало то, что в этот период заметно упали цены на энергоресурсы.
Самой ожидаемо-неожиданной девальвацией стало падение тенге в феврале 2014 года.
Тогда глава Нацбанка Кайрат Келимбетов уверял, что никаких предпосылок для девальвации нет. Но уже спустя 20 дней она все же случилась. В Казахстане эти события окрестили "черным вторником". Результатом стало то, что доллар, накануне событий торговавшийся в среднем по 155 тенге резко подорожал и стал стоить 182-188 тенге.
В очередной раз доллар подрос уже год спустя. Тогда бывший премьер страны Карим Масимов совместно с Нацбанком после длительных консультаций озвучили решение об отмене валютного коридора. Тенге вновь был отправлен в свободное плавание. В результате доллар стал стоить в пределах 220-222 тенге.
Продолжил тенге свое падение и в последующие годы, правда, происходило это постепенно и резкого шока у населения не вызывало. С 2016 по 2019 годы доллар подорожал с 342 до 383 тенге. А в два последующих, пандемийных года, курс вырос до 400 тенге.
Следующий "удар" по национальной валюте Казахстан испытал в начале весны 2022 года. Это произошло на фоне развития геополитического конфликта между Украиной и Россией. Максимальная планка, до которой поднималась стоимость доллара – 510-513 тенге. Однако с тех пор постепенно тенге отыграл часть позиций. Сегодня доллар торгуется в пределах 468-470 тенге.
Как менялась среднемесячная зарплата
С момента введения в оборот национальной валюты, уровень средней заработной платы в Казахстане неизменно повышался из года в год. Но это только в тенге. В соотношении с курсом доллара зарплаты росли не всегда: периодически наблюдались небольшие скачки.
В год введения национальной валюты – 1993-м - уровень средней заработной платы работающего казахстанца составлял 128 тенге. На тот момент на эту сумму можно было купить 24,6 доллара.
Несмотря на то, что уже в 1994 году случилась первая девальвация, доходы населения в долларовом выражении за год выросли практически вдвое. На 1 700 тенге – среднюю зарплату в 1994-м можно было купить уже 48,4 доллара.
В 1995 году среднемесячная номинальная заработная плата казахстанцев повысилась более, чем в 2,5 раза в сравнении с предыдущим годом и составила уже 4 700 тенге или 78,5 долларов.
Спустя пять лет на среднюю зарплату в размере 14 300 тенге можно было приобрести уже 142 доллара, а еще через пять средняя зарплата казахстанцев выросла до 34 000 тенге или 256 долларов.
В 2010 году в пересчете на доллары средняя зарплата работающего казахстанца выросла до 526 условных единиц. А пик роста пришелся на 2013 год. Тогда на среднюю заработную плату, чуть не дотягивавшую до 110 тысяч тенге, можно было купить 717,4 доллара.
Коррективы в растущее благосостояние казахстанских тружеников внесла девальвация, произошедшая в 2014 году. После того, как национальная валюта окончательно была отпущена в свободное плавание и появилось понятие "плавающий курс", зарплаты граждан страны в пересчете на доллары заметно уменьшились: с 675 в 2014-м до 568 в 2015-м, и до 417 в 2016-м. Причиной этого стало то, что рост номинальной заработной платы не успевал за темпами ослабления тенге.
Начиная с 2017 года, средняя заработная плата казахстанцев в пересчеты на доллары вновь начала расти. В 2018 году она составила 472 доллара, а в 2019-м – уже 485. Небольшое падение отмечалось в 2020 году, когда на мир обрушилась пандемия коронавируса. В среднем в переводе на иностранную валюту заработок казахстанцев в месяц составил 477 долларов. Но уже в следующем, 2021 году, вырос до 640,5 долларов.
По итогам первого квартала 2023 года средняя номинальная заработная плата работающего казахстанца составляла 340 600 тенге или 740,4 доллара США.
Более подробно – в инфографике
Sputnik Казахстан.
Насколько свободно "плавание" тенге
По мнению известного казахстанского политолога и экономиста Ануара Нуртазина, ослабление тенге может продолжаться бесконечно, ведь тенге отражает эффективность и результативность национальной экономической политики Казахстана, которая часто напоминает вечного неудачника. Правда, в ближайшей перспективе резких падений курса он не предвидит. Хотя бы потому, что американская валюта сейчас сама испытывает сложности и сталкивается с рядом проблем.
Он отметил, что на Ближнем Востоке "лучшая армия по образцу НАТО" быстро победить уже не смогла, даже если противник - "ополченцы в сланцах".
"И если этот конфликт дальше будет расширяться и вовлечет соседние страны, то есть дойдет до регионального уровня, то мы уже будем иметь проблемы так называемые с торговым эмбарго по отношению к США (со стороны исламского мира -
Sputnik) в нефтяной сфере", - отмечает Ануар Нуртазин.
Также он считает, что санкции в отношении США могут оказаться еще более жесткими, что добавит доллару проблем, без учета того, что мировой рынок ИТ не показывает более технологического роста, а международный рынок недвижимости уже "встал", а значит, в краткосрочной перспективе сильного и быстрого ослабления тенге не ожидается.
Экономика республики, отметил экономист, с момента появления национальной валюты находится в дисбалансе: колебания достаточно резкие, волатильность крайне высокая.
"Зачастую по причинам политического характера приходится держать курс в том или ином диапазоне. Проблемы накапливаются, а не решаются, и в конце за системные ошибки платит самый беззащитный – простые люди", - объясняет Нуртазин.
Для этого, по его словам, у власть имущих есть два важных механизма: девальвация и инфляция с одной стороны, и кредитование на кабальных условиях - с другой. И оба работают как часы.
"Раньше у нас курс был закреплен жестко к доллару. Постепенно его несколько лет назад отвязали и отправили в свободное плавание", - отметил Нуртазин.
Но это, считает он, условно свободное плавание. Потому что фактически через ряд инструментов можно контролировать курс и держать его в определенном диапазоне, что де-факто случилось к 30-летнему юбилею тенге, добавил экономист.
"Курс к доллару подвели искусственно к 469 с 480, чтобы падение было ровно в сто раз (с 4,69 первый курс в 1993 году). Любят у нас красивые цифры", - считает он.
Согласен с ним и другой известный казахстанский экономист Айдархан Кусаинов.
В Казахстане, считает он, практически отказались от политики свободно плавающего курса еще два-три года назад и опять вернулись к политике удержания курса тенге.
"Вероятности того, что тенге начнет укрепляться к доллару, в принципе не существует. Ни по каким параметрам он не сможет укрепиться. Если, конечно, его не начнут старательно укреплять", - отметил Кусаинов.
По его словам, политика искусственного удержания курса тенге вернулась к нам в 2020 году, когда были официально введены обязательные продажи валютной выручки квазигосударственным сектором, и объявлено, что это временная мера для стабилизации курса.
"И эта временная мера была отменена только через три года. Как вы понимаете, если мера три года действовала, то значит, он искусственно стабилизировался. А то, что недавно отменили эту обязательную продажу валютной выручки, так сразу же на смену ей пришли дополнительные продажи из Нацфонда", - констатирует Айдархан Кусаинов.
По мнению экономиста, в последние годы Нацбанк не скрывал, что использует механизм искусственной стабилизации курса тенге.
Он утверждает: чтобы появились факторы для укрепления тенге, нужно вернуть нацвалюту к рыночному уровню.
Колебания курса – нормальный процесс
По мнению экономиста Ануара Нуртазина, сегодня Казахстан находится в непредсказуемой ситуации с курсом нацвалюты.
Ее можно улучшить, если правительство предпримет необходимые шаги:
выправит бюджетные расходы, убирая не приносящие добавленной экономической стоимости,
увеличит профицит торгового баланса,
обеспечит более высокий рост экспорта над импортом,
предпримет меры по выравниванию платежного баланса,
устранит проблему бегства капитала через контроль внешнеэкономической деятельности,
начнет развивать экономику предложения, стимулируя насыщение рынка товаров и увеличения услуг.
Крайне важный момент, по словам эксперта – постараться замкнуть внутренний финансовый контур на себе.
По мнению другого казахстанского экономиста Акимжана Арупова, колебания курса национальной валюты – процесс совершенно нормальный, такой же, как перемена температуры тела человека. Ведь это живой организм, который растет, развивается, болеет, укрепляется. Точно так же происходит и с валютой.
"Курс постоянно будет колебаться. Обратите внимание, валюты самых высокоразвитых государств мира тоже имеют тенденцию к приспособлению к нынешней экономической ситуации", - объясняет Арупов.
В ответ на вопрос, какой курс тенге на сегодняшний день был бы оптимальным для Казахстана, экономист не назвал конкретных цифр. Но отметил, что правильным является тот курс, который в настоящий момент отвечает интересам государства.
"Когда-то в Германии была денежная единица – немецкая марка. Чтобы создать условия для конкуренции немецких автомобилей на мировых рынках, немцы искусственно снижали курс марки. То есть, когда марка была относительно доллара дешевле, немецкие автомобили, в сравнении с американскими, были более дешевыми", - приводит пример Акимжан Арупов.
Он уверяет, что и сегодня в Казахстане нацвалюта по-прежнему находится в свободном плавании, и ее стоимость регулирует рыночная экономика. Государство лишь слегка подправляет ситуацию, если возникают какие-то серьезные опасения.
"Любая страна, будь то США или общеевропейский банк, Россия или Нацбанк Казахстана, иногда пытаются курс корректировать. Нацбанк не устанавливает курс, как в Китае или как было в СССР. То есть курс тенге сложился тот, который выгоден для государства. И государство может чуть-чуть вмешиваться, осуществляя валютные интервенции", - резюмировал Арупов.
Каким будет курс тенге к доллару в Казахстане в ближайшее время, а тем более в долгосрочной перспективе, сегодня предсказать практически невозможно: слишком много в этом вопросе зависит и от внутренних событий в стране, и от внешних, геополитических факторов, которые сегодня давят на практически все экономики мира. Остается надеяться только на то, что и нынешний кризис, как и все предыдущие, рано или поздно закончится, а тенге в новых реалиях удержит и, возможно, упрочит свои позиции.