Директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов рассказал, что "Лукойл" с 1996 года проводил активную геологоразведку, а с 2000-х – разработку месторождений в северном секторе Каспия.
То есть он не понаслышке знаком со всеми сложностями добычи нефти на этом уникальном водоеме. Поэтому сотрудничество российской компании и казахстанской - естественно.
Опыт Казахстана по освоению шельфа Каспия базируется на взаимодействии с зарубежными компаниям, которые в основном "окучивали" наиболее "сладкий" актив Казахстана - Кашаган, напомнил он.
Его разработка была сопряжена с многочисленными сложностями - как на этапе разведки, так и на этапе освоения, отметил эксперт.
"Но самая большая проблема, с которой продолжает сталкиваться Казахстан - это то, что он работает с иностранными компаниями на условиях СРП, когда за западные технологии Казахстан платит добываемой на Кашагане нефтью", - считает Громов.
Он напомнил, что в России знакомы с "прелестями" СРП с западными партнерами в рамках проектов "Сахалин -1" и "Сахалин -2". Иностранцы, заметил он, очень неохотно подходят к моменту, когда все инвестиции окупились и приходит время полностью распределять нефть между партнерами.
Когда по сахалинским СРП подходил этот срок, западные компании резко пересчитывали свои затраты, чтобы продолжить получать фактически бесплатно российскую нефть, подчеркнул Громов.
"То же самое происходит и в Казахстане", - констатировал он.
Говоря о сотрудничестве с российскими компаниями, Громов считает, что выгода Казахстана заключается прежде всего в том, что новые договоры будут заметно отличаться от тех, что были заключены с иностранцами в 90-х в пользу республики.
Среди других направлений взаимодействия Казахстана и России Громов назвал нефтепереработку.
Казахстанская нефтепереработка, к сожалению, по своему уровню сильно отстает от российской, отметил Громов, говоря о перспективных сферах сотрудничества между странами.
"Средняя глубина переработки на российских НПЗ приближается к 85%, тогда как в Казахстане глубина переработки еле-еле дотягивает до 70%", - констатировал он.
По словам Громова, санкционное давление привело к тому, что значительная часть оборудования для отрасли производится внутри России.
"Возможно, для Казахстана этот опыт будет полезен, потому что казахстанская нефтепереработка модернизируется исключительно на западных технологиях", - заключил эксперт.
В интервью каналу "Sputnik на русском" Алексей Громов рассказал о совместных энергетических проектах России и Казахстана, а также оценил потенциал разработки месторождений нефти в казахстанском секторе Каспийского моря. Подробнее смотрите в нашем видео.