АСТАНА, 18 авг — Sputnik. Причинами низкого качества интернета в Казахстане глава Минцифры Багдат Мусин назвал радиофобов, дешевые тарифы и высокий трафик.
Развитие 5G в Казахстане: как должно было быть
В 2021 году Казахстан утвердил нацпроект "Технологический рывок за счет цифровизации, науки и инноваций". В соответствии с документом, в 2023 году покрытие 5G должно быть доступным уже во многих городах республики.
Мобильный телефон в руке, архивное фото
© Sputnik / Владислав Воднев
Напомним, в конце 2022 года в стране начали запуск сетей 5G, и традиционно в пилотном режиме они заработали в столице и городах республиканского значения - Алматы и Шымкенте.
Тогда же через аукцион были проданы радиочастоты для 5G. Победителями торгов стали АО "Кселл" и ТОО "Мобайл Телеком Сервис". Они отвечают за внедрение и развитие мобильной связи пятого поколения (5G, или IMT) в стране. Согласно обязательствам, им предстоит активировать в общей сложности 3 527 базовых станций.
В 2023 году уровень покрытия сетью 5G должен составить15%, а к 2027 году - 75%. Ранее сообщалось, что с 2024 года 5G будет внедряться в областных центрах.
Проект предусматривает обеспечение порядка 3000 сел оптоволоконными линиями связи, прокладку "оптики" вдоль республиканских и областных дорог, строительство антенно-мачтовых сооружений и подвод электроэнергии к удаленным и труднодоступным селам.
Что происходит c 5G на местах
Сеть 5G можно найти во многих городах Казахстана, а именно в Алматы, Астане, Шымкенте, Туркестане, Семее, Караганде, Кокшетау, Павлодаре, Петропавловске и Костанае.
Однако это не означает, что абоненты могут пользоваться услугами высокоскоростного интернета во всем городе: 5G подключен лишь в определенных районах. К тому же к 5G могут подключаться отдельные модели сотовых телефонов, поддерживающие формат. То есть о массовом внедрении новой технологии речь не идет.
Что такое 5G и почему это круто
Максимальная скорость связи пятого поколения связи выше 4G в 100 раз, задержка сигнала - ниже в восемь раз. 5G – это не только высокоскоростной интернет, который позволит людям наслаждаться любимыми кино и телешоу, где захочется. 5G можно применять в медицине, транспорте и дома.
Например, высококвалифицированный хирург через видеосеанс 5G может дистанционно наблюдать за происходящим во время операции и корректировать действия коллег либо управлять вспомогательными приборами.
Беспроводная сеть нового поколения поможет развитию беспилотного транспорта благодаря высокой скорости передачи данных. 5G даст автономным автомобилям возможность взаимодействовать с дорогами, светофорами, уличными указателями и парковками.
Технология 5G также может улучшить функции "умных домов", повысив безопасность дома и сэкономив энергию.
Радиофобия – миф или реальность
Фобии никогда не являются массовыми, только единицы имеют фобии - это особенность людей с той или иной степенью невроза, утверждает психолог Анна Поздеева.
Мужчина с телефоном в руках
© Sputnik / Абзал Калиев
"То, что мы сегодня называем радиофобией, связано, скорее, с невежеством, с недостаточным просвещением. Всегда люди боялись чего-то нового, а 5G это новое. Давайте придумаем, что нас облучают, поэтому мы заболели COVID, к примеру. Такая версия тоже была во время пандемии", - приводит пример психолог.
По словам эксперта, страхи не имеют никакого отношения к качеству интернета.
"Люди выступают с протестом не из-за того, что боятся излучения. А из-за того, что не хотят дырявить крышу. Нести ответственность за это оборудование", - считает Поздеева.
Проблема не в радиофобии, не в психологическом феномене, а в нерешенности вопроса на законодательном уровне, отметила она.
"Радиофобы не будут пользоваться ни телефоном, ни телевизором. И скорее всего, радиофобы в городе жить не будут. Они поселятся в деревне, где будут чувствовать себя в безопасности. Потому что фобии всегда будут вызывать эффект избегания", - заключила психолог.
Как 5G влияет на организм человека и окружающую среду
Ассоциированный профессор по физике, PhD, директор департамента науки и инноваций Актюбинского регионального университета им. К. Жубанова Нургуль Жантурина в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан объяснила принцип работы сотовых сетей.
"1G – это частота, определяющая скорость передачи данных. Сигнал на антеннах сотовой связи сигнал проходит через приемник и передатчик, для каждого свой порт. Чем выше G (англ. generation, поколение - Sputnik), тем больше этих портов", - рассказала профессор.
В 4G устанавливаются 4 приемника и 8 передатчиков, добавила Жантурина. У технологий 5G в 22 раза больше портов.
Говоря об излучении, профессор немного расшифровала понятие.
"Излучение бывает ионизирующее и неиозинирующее. Ионизрующее излучение меняет структуру атомов, то есть меняет ДНК. А неионизирующее так активно на атомы не воздействует", - продолжила она.
Радиоволны, по ее словам, не относятся к ионизирующему излучению.
"Если вспомним физику, к ионизирущему относятся: рентгеновское, гамма-излучение. Самые малоэнергичные - это радиоволны, на которых работает мобильная связь. Если сравнить рентгеновское излучение с радиоволнами даже 5G, то оно сильнее в 20 миллиардов раз", - аргументировала эксперт.
По словам Жантуриной, предположения о том, что сети 5G вызывают опухолевые заболевания, не подтвердились.
"Но экспериментального доказательства, что болезни произошли именно от 5G, нет. Это самое слабое излучение", - утверждает Жантурина.
Однако она не отрицает влияние технологий на окружающую среду.
"Чем больше развиваются технологии, тем больше отходов. Те же самые антенны, трансмиттеры, приемники. Для их изготовления используются разные металлы, образуется много отходов. C развитием технологий они потребляют все больше энергии, а это больше отходов, больше углекислого газа", - резюмировала профессор.
Почему интернет в Казахстане работает медленно
Интернет в стране работает плохо не из-за скорости передачи данных, а из-за инфраструктуры в целом, считает член Бюро Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО) ООН, международный эксперт по информационным технологиям Арман Абдрасилов.
"На самом деле проблема не в скорости - 5G как раз решает эту проблему, проблема в общей инфраструктуре страны. От подключения к 5G никакого улучшения связи не будет. В городах, где запущен 5G, скорость интернета все равно низкая", - утверждает эксперт.
Распространенный сегодня формат 4G обеспечивает скорость интернета до 100 мегабит в секунду, напомнили Абдрасилов.
"Но реальная скорость, которой мы пользуемся сейчас - 10-20 мегабит в секунду - достаточно низкая. Запас технологий не позволяет нам развиваться дальше. Нам пытаются доказать, что решают проблему, но проблему решают не там, где надо", - говорит он.
Он привел аналогию с дорогами.
"К примеру, если на дороге между городами Астана и Алматы проводится ремонт, то скорость езды, соответственно, уменьшается. А министерство индустрии и инфраструктурного развития утешило бы тем, что власти отремонтируют дорогу от вашего дома до работы. Но от этого скорость на дороге Астана - Алматы не увеличится", - поясняет он.
Эксперт также прокомментировал потенциальные отношения властей с радиофобами.
"Антенны для 5G надо ставить чаще в 20 раз, и эти антенны надо ставить ближе к абоненту. Если судить по их логике, то радиофобы будут жаловаться 20 раз чаще. Станет еще хуже, что нелогично. Аргументы не сходятся", - продолжил он.
По мнению спикера, пока домашний интернет не будет работать нормально, о быстрой сотовой связи не может быть и речи.
"У нас и с домашним интернетом проблемы. А это именно та инфраструктура, куда сотовая связь подключена. Подход несистемный. Во всех действиях властей мы не видим логики", - констатировал он.
Примеры от Абдрасилова звучат следующим образом: штрафуют операторов связи – повышают тарифы. Говорят, есть радиофобы – чаще ставят станции. Говорят, будем чинить интернет – чинят не там, где надо.
"Не на инфраструктуре, не на каналах связи оптических, не на оптическом канале Транскаспийской магистрали. Они пытаются починить там, где больше денег и больше откатов. Вся история не там, где проблема, а там, где деньги", - подчеркнул Абдрасилов.
МЦРИАП должно заниматься стратегией, а не операционной деятельностью, утверждает эксперт.
"Основная задача Минцифры - стратегическая деятельность, а не регуляция или операционная деятельность. В отрасли очень много профессионалов, и они должны говорить, какой они видят отрасль через 10 лет. И тогда технологии будут туда двигаться", - дополнил он.
Международный эксперт напомнил о стратегии "Технологический рывок", где написано, что к 2027 году скорость интернета в Казахстане должна достигнуть 100 мегабит в секунду.
"Возникает логичный вопрос: зачем нам 5G? Ведь 100 мегабит в секунду - это формат 4G, его нам достаточно. Нам не нужны лишние расходы, потому что на ближайшие 5 лет нам 4G хватает выше крыши. Это как сказать, что нам нужно ездить при скорости 60 километров в час, поэтому нам нужен Lamborghini. Если стране хватает скорости 4G, так ли он необходим в сельской местности? Там достаточно и 3G", - негодует спикер.
Решения принимаются на эмоциях, не на стратегии, заключил он.