АЛМАТЫ, 2 июн — Sputnik. В Казахстане нет общего перечня нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии. В случае принятия решения о строительстве АЭС необходимо расширить нормативную базу страны. Об этом на круглом столе энергетиков в Алматы заявила генеральный директор научно-технического центра "Безопасности ядерных технологий" Ирина Тажибаева.
Эксперт исследовала готовность нормативно-правовой базы Казахстана к строительству АЭС.
Она отметила, что развитие атомной энергетики требует соблюдения принципов ядерной, радиационной и ядерной безопасности, наличия регуляторной базы, независимого регулирующего органа, соблюдения международных соглашений, компетентных специалистов.
Генеральный директор научно-технического центра "Безопасности ядерных технологий" Ирина Тажибаева
© Sputnik / Камшат Абдирайым
"Если какая-либо страна готовится войти в атомный клуб, то есть построить и запустить АЭС, то ей предстоит сначала создать так называемую ядерную инфраструктуру. В это понятие входит законодательная и нормативная база, система управления (госорганы, регулятор, оператор), система национальной аварийной готовности и реагирования, обучения персонала и многое другое. Не менее важно формирование в стране позитивного отношения к атомной энергетике", – пояснила Ирина Тажибаева.
В развитии ядерной инфраструктуры участвуют три ключевые организации: правительство, владелец/оператор АЭС и регулирующий орган.
Ирина Тажибаева отметила, что в руководящей публикации МАГАТЭ изложены 19 вопросов, связанных с инфраструктурой, которые необходимо решить при разработке новой ядерно-энергетической программы. По оценке готовности существует экспертная миссия МАГАТЭ. Одна из самых главных – Миссия по комплексному рассмотрению ядерной инфраструктуры (INIR). Два этапа миссии INIR прошло в 2016 и 2023 годах, которые установили, что Казахстан создал значительную базу знаний и опыта в ядерной деятельности.
Казахстан к настоящему моменту принял обновленный Закон об использовании атомной энергии. Минэнерго является ответственным госорганом за создание и поддержание на необходимом уровне всей ядерной инфраструктуры в стране. Также создан и работает регуляторный орган – Комитет по атомному и энергетическому надзору и контролю, и имеются организации технической поддержки регулятора.
Казахстан стал участником основных международных конвенций и соглашений в области использования атомной энергии в мирных целях. Имеет достаточно хорошо развитию законодательную базу.
"В настоящее время в Казахстане нет общего перечня нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии, для каждого объекта использования атомной энергии применяется индивидуальный подход. Связано это с тем, что многие из документов разработаны и утверждены в Советском Союзе или России, и их действие распространено на Казахстан именно для конкретной установки", – сказала Ирина Тажибаева.
По ее мнению, в случае принятия решения о сооружении АЭС Казахстану необходимо будет значительно расширить свою нормативную базу. В полный перечень НПА в обязательном порядке должны быть включены документы МАГАТЭ.
Ирина Тажибаева отметила, что существуют два подхода создания законодательной базы.
"Первый – это опираться на помощь МАГАТЭ и признанных международных экспертов, создавая свое собственное законодательство и разрабатывая полный набор НПА. Второй – принять у себя весь свод НПА, которыми пользуется поставщик АЭС в своей стране. Представляется целесообразным пойти по второму пути. В этом случае процесс обновления НПА будет проходить наиболее плавным и гармоничным образом. При этом получается оптимальная композиция из документов, включающая национальные НПА, международные конвенции и договоры, документы МАГАТЭ и документы страны-поставщика АЭС", – подытожила она.