АСТАНА, 23 мая — Sputnik. Эксперты обсудили, как повлияет выбор турецкого народа на сотрудничество между двумя Казахстаном и Турцией.
По их мнению, кто бы не пришел к власти после второго тура президентских выборов, резкого разворота на запад не произойдет.
"Из 600 депутатских кресел в Турции большинство осталось за коалицией Эрдогана. Сейчас за ними 323 мандата, соответственно даже если Кемаль Кылычдароглу придет к власти, он не сможет провести все заявленные реформы, потому что не сможет получить большинство голосов в парламенте. Поэтому какой-то резкой смены курса на запад не будет", - сообщила приглашенный профессор университета Эрзинжан Бинали Йылдырым Айнур Ногаева.
Президентские выборы в Турции: чего ожидать Казахстану - видеомост
© Sputnik / Владислав Воднев
По ее словам, перед первым туром выборов опросы показывали, что должна победить оппозиция, которая выдвигала ряд лозунгов.
Первое, о высокой инфляции и дороговизне, к которой привела нынешняя власть в лице Эрдогана и которая не может достойно управлять страной. Второе, что решение в стране принимает один человек и это надо менять. И третье, стране нужны перемены.
И главная риторика оппозиции заключалась в смене власти и возврате к парламентской власти. При этом, заявленная цифра поддержки оппозиции со стороны избирателей в пределах 55-60% не оправдалась. Народ своим выбором показал, что проблемы в стране есть, но их может решить действующий президент.
Более того, в восточных регионах страны, пострадавших от землетрясения, Эрдоган набрал более 75% голосов. Даже с учетом заявления оппозиции о предоставлении бесплатных домов для пострадавших семей. Это говорит о доверии населения к нынешней власти.
"То, что он не смог победить в первом туре это говорит о многом. Что есть проблемы и их надо решать. И во вчерашней своей речи он намекнул, что будут приняты ключевые решения, которые снизят в какой-то мере инфляцию и возможно к смене ряда глав министерств. То есть будут резкие перемены в борьбе с инфляцией", - поделилась Ногаева.
Она добавила, что состояние экономики Турции довольно шаткое и зависит от доверия внешних игроков к обстановке внутри страны. В этом плане Казахстану гораздо легче, имея подушку безопасности в виде нацфонда, который позволяет в критический момент поддержать курс тенге.
Вместе с тем, сохраняется опасность в виде организованных митингов и протестов после подведения итогов голосования. Хотя после первого тура выборов их не было.
Эксперт обратила внимание на предвыборную программу оппозиции в лице Кемаля Кылычдароглу, где про тюркский мир был всего один пункт: о том, что будут укреплять связь с Организацией тюркских государств.
"Казахстан, грубо говоря, просто выкинули. А нас это очень сильно волнует, потому что многие транспортные коридоры идут через Турцию, соответственно, после их закрытия у нас останется только путь на восток. Поэтому для нас так важно, что происходит в Турции и мы внимательно следим за этим процессом", - отметила Ногаева.
Таир Нигманов, медиаэксперт
© Sputnik / Владислав Воднев
В свою очередь медиаэксперт Таир Нигманов рассказал о влиянии Турции на страны тюркского мира.
"Когда мы говорим о влиянии Турции, необходимо все-таки разграничивать тюркские государства. Азербайджан, разумеется гораздо сильнее взаимодействует с Турцией, поэтому они сильнее зависят от исхода этих выборов. В случае с Казахстаном, особенно в медиа пространстве значимость этих выборов их влияния немного преувеличены. Что я под этим подразумеваю. Если мы откроем данные за прошлый год по внешней торговле Казахстана, то доля Турции составила 4,7%. Эти цифры сопоставимы с внешней торговлей с Нидерландами, доля которая составила 4,3%. При этом Нидерланды гораздо больше инвестируют в нашу экономику. В тоже время у Турции есть сильный бонус в виде декларирования о поддержке территориальной целостности и суверенитета Казахстана", - поделился Нигманов.
По его словам, Турция не входит в пятерку самых важных партнеров Казахстана. В нее входят Россия, Китай, США, Евросоюз и ближайший сосед по Центральной Азии - Узбекистан. Это подтверждают две концепции по внешней политики Казахстана: прошлая - с 2014 по 2020 годы и действующая с 2020 по 2030 годы, где в первой Турция в пятерку важнейших приоритетов в категории страновые и региональные не входила, а в действующей концепции внешней политики она вообще не упоминается.
В тоже время Казахстан для Турции тоже не стоит в приоритетах. Для них гораздо важнее отношения с Евросоюзом, а также взаимоотношения на Ближнем Востоке – это Сирия, Ирак, потому что это вопрос их национальной безопасности, а также с Азербайджаном и Арменией.
Эксперт также отметил, что даже в случае победы на выборах лидера оппозиции Кемаля Кылычдароглу и разворота на запад, Турция не забудет про Казахстан. Скорее всего будет все примерно также или чуть хуже.