АСТАНА, 28 мар — Sputnik. В мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан состоялась экспертная дискуссия о создании сообщества родителей для развития системной поддержки семьям, в которых растут глухие или слабослышащие дети.
Ее организаторами выступили Россотрудничество в Республике Казахстан совместно с информагентством Sputnik Казахстан.
В ходе экспертной встречи был затронут вопрос о том, как при правильной поддержке с раннего детства дети с нарушенным слухом смогут раскрыть свой потенциал и успешно учиться.
Руководитель Казахстанского общества глухих Сайлаугуль Омарханова отметила, что цель организации в обеспечении защиты законных прав и интересов их членов.
"Также обеспечить их приобщение к труду, образованию, культуре. Членами нашего общества могут стать люди, достигшие 16 лет. Тем не менее мы учитываем тех, кто младше. Во всех филиалах ведется учет. Есть связь с дошкольными учреждениями и школами", - пояснила Сайлаугуль Омарханова.
Омарханова Сайлаугуль Алюметовна, руководитель Казахстанского общества глухих
© Sputnik / Абзал Калиев
По ее словам, существует множество актуальных проблем в сфере образования.
"Они не могут получить образование по определенной специальности, в учебных заведениях нет сурдопереводчиков, из-за этого уровень грамотности молодых людей невысок. Этот недочет нужно исправлять, нужно начинать с детского возраста. К сожалению, в детских садах воспитатели не владеют жестовым языком. Поэтому жестовый язык нужно вводить с раннего детства. Так же как мы учим слышащих детей голосовой речи", - добавила руководитель общества.
Дефектолог, сурдопедагог и родитель ребенка с нарушенным слухом Евгения Краснощекова рассказал о роли языка жестов.
"Чтобы развитие детей было гармоничным, очень важно знать язык жестов. Ребенок из неслышащей семьи приходит уже с каким-то опытом, он говорит жестами. И на эти жесты необходимо наложить речь. И если педагог не знает жестовую речь, ребенок не может о себе рассказать, ему очень сложно дается речь. Да, он все повторяет, но плохо это осознает. А через жесты детям легко. Это намного проще. Речь все равно в их жизни будет присутствовать", - прокомментировала Евгения Краснощекова.
Она тоже признает, что есть проблемы в обучении.
"Это отсутствие адаптированных программ, нашим детям все дается как общеобразовательные программы. Это отсутствие сурдопереводчиков. Сурдопереводчик, наряду с переводом, должен иметь педагогическое образование. А просто сурдопереводчика учебные заведения нанять не могут", - дополнила дефектолог.
Круглый стол о мерах помощи для семей с глухими и слабослышащими детьми
© Sputnik / Абзал Калиев
К экспертной площадке в онлайн-формате из Санкт-Петербурга подключилась сооснователь автономной некоммерческой организации по оказанию услуг в области реабилитации детей с нарушениями слуха "Я тебя слышу" Алла Маллабиу.
"Наша цель - построить систему поддержки родителей на каждом этапе пути, от момента постановки диагноза до трудоустройства детей. Каждый этап требует отдельного подхода. Когда родители узнают диагноз ребенка, необходима психологическая поддержка, потому что 90% глухих детей рождаются у слышащих родителей. Психологическая помощь нужна, чтобы семья смогла переключиться от собственных переживаний на активную помощь ребенку. Первые три года ребенка очень важные для развития языка и навыков общения", - подчеркнула спикер.
Возникает огромное количество вопросов, на которые часто нет ответов, поделилась эксперт.
"На этих этапах семье недостаточно психолого-информационной поддержки, им необходима конкретная информация, что делать. Наши проекты выстраиваются в комплексную модель поддержки семьи и ребенка с нарушением слуха. Первый - мы собрали самую важную информацию для родителей, которые столкнулись с диагнозом. Второй - мы адаптировали видеокурс по современным профессиям, как скиллбокс. Мы добавили субтитры и перевод на жестовый язык. Третий - инклюзив для детей. Есть видеокурс, книга и курс повышения квалификации для педагогов школ с инклюзивным образованием", - рассказала Алла Маллабиу.
Все эксперты сошлись в мнении, что при правильной поддержке с раннего детства все дети с нарушенным слухом смогут раскрыть свой потенциал и успешно учиться. Родителям важно знать, как поддерживать своего ребенка, а школьным учителям важно учитывать особые образовательные потребности такого ученика.