ПЕТРОПАВЛОВСК, 16 фев — Sputnik. В Петропавловске общественное объединение помощи семьям, воспитывающим детей с расстройством аутистического спектра, просит дать правовую оценку оскорбительным комментариям в адрес детей с особыми образовательными потребностями.
Данные комментарии появились после ЧП в школе Петропавловска, где подросток с психическим диагнозом напал на сверстников, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Руководитель ОО "Мой ребенок" Татьяна Ковалева публично обратилась в органы прокуратуры. Она отметила, что разобраться в причинах случившейся трагедии должны правоохранительные органы, добавив, что не может оставить без внимания реакцию североказахстанцев на произошедшее. Появившаяся в социальных сетях информация о том, что нападавший стоял на учете в Центре психического здоровья, повлекла за собой "негативные и уничижительные комментарии в отношении участников инклюзивного образования и обобщение всех детей с особыми образовательными потребностями".
"Были реплики, направленные на дискриминацию таких детей. Слишком много людей посчитали своим долгом написать гадость о детях, не разобравшись, не получив достоверную информацию. С таким же успехом можно обобщать всех нейротипичных детей, когда преступление совершает подросток без диагноза. Когда дети без диагноза избивают сверстника, снимают это на камеру, выкладывают в интернет – это частный случай, а если что-то делает ребенок с отклонениями от нормы – это "системная ошибка инклюзии", - сетует Татьяна Ковалева.
Она попросила органы прокуратуры расценивать данные комментарии по оскорблению и дискриминации детей с инвалидностью наравне с национальной и расовой дискриминацией.
"Таких нужно на цепи держать…"
Руководителя объединения поддержали многие родители. Они высказались на странице ОО "Мой ребенок" в социальных сетях.
"Комментарии в социальных сетях были ужасны! Кто-то писал, что "таких" нужно на цепи держать. В одном из школьных чатов женщина обобщила всех инклюзивников словом "дебилы". С каких пор в нашей стране подобные оскорбления считаются приемлемыми?" - спрашивает Инна.
"На самом деле эта ситуация показала отношение нашего народа к тем, кто отличается от других. Большинство считает их изгоями, которых нужно в клетке закрыть. Хотя в коррекционной школе все в разы лучше, там над детьми издевательства нет, они все равны, умеют сочувствовать и сопереживать. А в обычных школах все делятся на какие-то лагеря... Страшно детей отпускать в эту жизнь, потому что понимаешь насколько жестокие сейчас люди", - отмечает Людмила.
"Никто даже не разобрался, что этот подросток не "особенный", у него диагноз "депрессия". Если у взрослого депрессия, его изолируют от общества? Нет! Но каждый посчитал себя компетентным высказаться про инклюзию и что "таким" не место среди них – "богоизбранных". А то, что сейчас столько жутких историй, как старшеклассники насилуют мальчиков из младших классов в школьных туалетах, так это уже и резонанс не вызывает, они же "нормики". У нас в соседнем дворе живет взрослый парень с отставанием в развитии. Он шел мимо нашего двора, так дети дворовые начали его забрасывать камнями, палками, он залез от них на турник. Я побежала его спасать и провела в другой двор. Вокруг было много взрослых, и ни один не сделал замечание этим "нормальным" мальчишкам!" - рассказывает мама особенного ребенка Ирина.
Как будто прорвало "загноившуюся рану"
Солидарны с Татьяной Ковалевой и ее коллеги.
Руководитель Северо-Казахстанского общественного объединения "Наш код ДЦП" Люция Саутова подчеркивает, что за восемь лет работы в школе не встретила ни одного агрессивного ребенка с особыми образовательными потребностями (ООП).
"Так и хочется спросить: "А судьи кто?" Люди, далекие от понимания сути инклюзивного образования, обливают грязью детей с особыми образовательными потребностями. Между тем за восемь лет работы в школе я не встретила ни одного агрессивного ребенка с ООП. Тогда как среди нейротипичных (то есть здоровых) озлобленные дети есть практически в каждой школе. Увидев информацию о наличии психиатрического диагноза нападавшего, его почему-то причислили к детям с ООП. Но диагноз "депрессия" не подразумевает особых образовательных потребностей. Зато требует от родителей повышенного внимания и заботы. Страсти утихнут. Инклюзивное образование есть и будет, какую бы грязь здесь не лили родители "избранных" здоровых детей", - отмечает Люция Саутова.
Директор Центра и школы "Особенный Я" города Петропавловска Ольга Ким считает, что назрела острая необходимость сделать инклюзивное образование настоящим, а не "только на бумаге".
"В нашем городе как будто прорвало "загноившуюся рану"! Ребенок с психическими проблемами (депрессией) зашел с топором в школу и напал на школьников. Теперь начинается борьба с инклюзией, которая только так называется. Ведь на самом деле нет того, что предписано в инклюзивном образовании нашим детям", - посетовала Ольга Ким.
Она отмечает, что по закону каждому поведенческому ребенку полагается тьютор – специалист, который должен относиться к кабинету поддержки инклюзии. Он должен знать в том числе всю работу с нежелательным поведением, которая применяется к его подопечному, постепенно делать его все более самостоятельным в школе, следить, чтобы класс принял этого ученика, и всячески внедрять его в среду и систему обучения в классе.
"Но где этот человек, который должен все объяснить и научить тьюторов?! Один на весь город. Нет в нашем городе и супервизора с постоянным местом дислокации. Особенные дети как пчелы попадают в террариум, где или они укусили, или их сжирают. И никто не виноват, кроме системы, которая полностью исказила инклюзию и не готовит нужных специалистов! В итоге никто ни к чему не готов, и все родители в шоке... А общество - даже взрослое! - не готово воспринимать особенного ребенка в классе с их детьми, тьюторы не готовы, учителя не готовы. Что ж это за инклюзия?! Необходимо не закрыть инклюзию, а сделать ее уже настоящей инклюзией!" – считает Ольга Ким.
Отметим, что завуч школы, где девятиклассник с топором напал на школьников, в интервью журналистам подчеркивала, что подросток обучался по обычной общеобразовательной программе, а не по инклюзивной.
Для справки: Инклюзивное образование - это форма обучения, при которой каждому ребенку, независимо от имеющихся физических, социальных, эмоциональных, ментальных, языковых, интеллектуальных и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, при этом для людей с инвалидностью и с ограниченными возможностями – специальные условия.