ПЕТРОПАВЛОВСК, 30 янв – Sputnik. В Петропавловске Антикоррупционная служба установила признаки необоснованного завышения тарифа перевозчиками, для этого они в два раз преувеличивали фактический пробег и затраты, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Перевозчики тоже плачут
О повышении тарифа городские перевозчики говорят давно. В конце декабря прошлого года на встрече с населением аким Петропавловска Руслан Анбаев проинформировал, что к нему поступило обращение от перевозчиков с просьбой поднять тариф на пассажирские перевозки, размер которого (80 тенге) не повышался с 2017 года. Справедливости ради отметим, что это не совсем так, так как с сентября 2021 года на городских маршрутах введен дифференцированный тариф на проезд в общественном транспорте - 130 тенге для взрослых при наличном расчете и 80 тенге - при безналичном (для детей - 65 и 40 тенге соответственно).
К тому же перевозчикам из городской казны выплачиваются субсидии за приобретенные новые автобусы, а также компенсация за льготный проезд граждан (12 социально уязвимых категорий). Субсидированию подлежат и убытки перевозчиков, образовавшиеся по результатам перевозок по социально значимым направлениям. Сегодня в Петропавловске 19 таких маршрутов, все они субсидируются при условии наличия электронной системы оплаты проезда AlemPay.
Но выплачиваемых субсидий, как утверждают перевозчики, не хватает на покрытие всех нужд, поэтому, отмечают они, необходимость повышения тарифа остро назрела.
"За этот период несколько раз вырос и МРП. Заработная плата остается непривлекательной для водителей, в связи с чем мы испытываем большой кадровый голод. У нас сейчас катастрофически не хватает водителей", - отметила председатель Ассоциации перевозчиков "СКО Автотранспортный союз" Галина Семенова.
Директор ТОО Kyzylzhar buses Бауржан Кусаинов также попросил содействия у акима города в решении вопроса с повышением стоимости проезда.
"Это значительно облегчит нашу ситуацию. Костанай уже с 1 января увеличил стоимость проезда в автобусах за наличный и безналичный расчеты", – отметил Кусаинов.
Делить на два
Однако на общественном совете Северо-Казахстанской области руководитель управления превенции департамента по противодействию коррупции Дамир Хабибулин проинформировал, что при проверке расчетов установлены признаки необоснованного завышения тарифа перевозчиками.
По его данным, выявлено семь коррупционных рисков в сфере организации пассажирских перевозок.
Дамир Хабибулин
© Sputnik / Елена Бережная
"Наибольшую зону риска формирует процедура субсидирования убытков перевозчиков и расчет тарифа. Так, в ходе внешнего анализа установлено, что проверка достоверности расчетов тарифа, производимых перевозчиками, возложена на тарифную комиссию. При проверке расчетов установлены признаки необоснованного завышения тарифа перевозчиками", - проинформировал Хабибулин.
Он привел пример: в расчете тарифа учитывается годовой пробег по маршруту, тогда как при анализе ежемесячных актов выполненных работ, сверенных с GPS-системой, фактический пробег составил в два раза меньше.
"Исходя из этого в два раза меньше должны быть затраты на топливо, амортизацию и другие расходы, входящие в установленный тариф. Кроме того, одним из составляющих данного риска является возможность завышения количества подвижного состава на маршруте при расчете тарифа", - отметил представитель Антикора.
Он подчеркнул, что устранение коррупционных рисков требует внедрения автоматизации бизнес-процессов по расчету тарифа (калькулятор) и исключения дискреционных полномочий (полномочия, способствующие совершению коррупционных правонарушений - Sputnik).
Кроме того, требуется распределение маршрутов по лотам, периодическое рассмотрение тарифа на основе фактического пробега автобуса.
"Начиная с этапа формирования лотов и проведения конкурсных процедур, необходимо отметить риск лоббирования интересов отдельных перевозчиков. Так, два из восьми лотов по городским маршрутам сформированы под крупных перевозчиков, имеющих большой подвижной состав, и включают в себя более трех городских маршрутов", - проинформировал Дамир Хабибулин.
Распределение маршрутов по лотам произведено неравномерно, а именно в крупные лоты объедены маршруты с пассажиропотоком более 100 тысяч пассажиров в месяц. И напротив - лоты с одним-двумя маршрутами содержат менее прибыльные маршруты с пассажиропотоком менее 50 тысяч пассажиров в месяц.
"Исходя из анализа пассажиропотока, следует выделить трех основных перевозчиков. Доля остальных перевозчиков составляет только 3%. Неравномерное распределение маршрутов по лотам ограничивает конкуренцию для мелких перевозчиков, имеющих небольшой подвижной состав. Основные процессы организации перевозок нуждаются в автоматизации и включении в реестр государственных услуг", - заключил Дамир Хабибулин.