"Чужие там не ходят": адвокат о самоубийстве срочника на погранзаставе "Шолдала"
Адвокат Сержан Пралиев, открыто озвучивший свою версию суицида солдата на заставе, заявил, что следствие не желает разбираться в истинных причинах трагедии и пытается давить на него
Подписывайтесь на Sputnik в ДзенАЛМАТЫ, 24 янв — Sputnik. Скандал с самоубийством 18-летнего срочника Бекбола Мираша на погранзаставе "Шолдала" в августе 2022 года набирает обороты.
Адвокат Сержан Пралиев защищает единственного подозреваемого по этому делу - сержанта-контрактника. Он провел пресс-конференцию, которая грянула как гром среди ясного неба: выяснилось, что погибший солдат мог пережить сексуальные издевательства от сослуживцев: на его одежде и на теле нашли следы спермы не менее двух других мужчин. К слову, ДНК подозреваемого контрактника там нет.
МВД пресс-конференцию не оценило: адвокату пригрозили проверкой. Сержан Пралиев в эксклюзивном интервью для
Sputnik Казахстан рассказал, как относится к реакции МВД и как намерен действовать.
В частности, он собирается обратиться в Республиканскую коллегию адвокатов.
Пралиев считает обвинения от МВД в нарушении профессиональной этики необоснованными.
По его словам, обращение МВД в Минюст с требованием его наказать – не что иное, как попытка оказать давление на него.
Провести пресс-конференцию для СМИ и открыто высказать свою версию трагедии на погранзаставе его вынудил тот факт, что следствие отказывается принимать во внимание результаты экспертиз.
"Следователь отклонил ходатайство найти двух и более лиц мужского пола, ДНК которых были найдены на нижнем белье погибшего. Это было довольно просто сделать. Они же сделали в отношении 38 человек (ДНК-экспертизу - Sputnik). Осталось 36. Там всего 74 военнослужащих.
Я говорю: "Сделайте в отношении остальных, пожалуйста". Мне было отказано, с мотивировкой, что следствие не видит причин, так как нет сексуального подтекста. А то, что у него сперма во рту и на одежде, это они сексуальным надругательством не считают", - объясняет Сержан Пралиев в интервью корреспонденту
Sputnik Казахстан.
Пралиев считает, что не только имел право провести такую пресс-конференцию, но и был обязан это сделать в интересах подзащитного.
"Если они (следствие) отклоняют мое ходатайство и не хотят меня слушать, если они завершают уголовное дело… Сейчас уже более 20 томов. И хотят с такими обвинениями моего подзащитного одного отправить под суд - что я должен делать?" - возмущается Пралиев.
Также он отвергает обвинения МВД в нарушении им статьи 201 УПК.
"Там статью 201 указали Уголовно-процессуального кодекса. Она распространяется в том случае, если бы я давал подписку. Подписки я не давал. Это открытое дело, не секретное. Я не разглашал никаких фамилий, данных.
Я изложил свое видение именно в той части, что назначены судебные экспертизы по моему ходатайству. И были найдены биоматериалы – сперма в ротовой полости, на нижнем белье: трусах, футболке, майке погибшего", - отметил Сержан Пралиев.
Теперь ему предстоит разбирательство внутри коллегии адвокатов. Именно там будет решаться, допустил ли он нарушение служебной этики. Пралиев говорит, что если нарушения установят, то ему может грозить замечание, выговор или, в крайнем случае, лишение лицензии на адвокатскую деятельность.
"Вот смотрите, вариант: я молчу, все молчат. Тихо, мирно завершили, в суд отдали и всё - так же тихо и мирно всё закончилось.
Они говорят, что я там (на пресс-конференции - Sputnik) вымысел представил. Извините, я могу за каждое слово, сказанное на пресс-конференции, ответить. У меня слово – документ, слово – доказательство", - говорит Сержан Пралиев.
Адвокат считает, что такое отношение к делу со стороны сотрудников военно-следственного департамента МВД может говорить и о том, что давление оказывается и непосредственно на них.
"Они не хотят дальше ничего устанавливать. Там пограничное отделение. Находится глубоко в горах. То есть чужие там не ходят. Их 74 человека, из них 38 через ДНК пропустили, остальных – нет. Там пограничная служба, может, давит на МВД. Это же спецслужба, к КНБ относится погранслужба. Завеса там. Тайна. Дальше не хотят копать, наверное", - говорит Пралиев.
Он продолжит защищать своего клиента и говорит, что готов к любым проверкам. Уже сегодня он намерен обратиться за защитой к коллегам.
"У нас есть Республиканская коллегия адвокатов. Там есть комиссия по защите прав. Сейчас доберусь до компьютера, наберу заявление и отправлю. У нас же своя организация, чтобы обеспечить себе защиту. Если мы, адвокаты, не можем сами себя защитить, то как мы можем защищать граждан и их законные права?" - отмечает адвокат.
Напомним, 20 января на пресс-конференции адвокат Сержан Пралиев огласил шокирующие данные по суициду солдата-срочника погранслужбы КНБ, 18-летнего Бекбола Мираша на одной из погранзастав Жамбылской области.
В смерти солдата-срочника обвинили командира отделения той же заставы, которому предъявлено обвинение в превышении власти, повлекшем тяжкие последствия: на него показали свидетели по этому делу. А вот свидетелей издевательств почему-то не нашлось.