АЛМАТЫ, 6 дек — Sputnik. Страны Центральной Азии тратят большое количество водных ресурсов и энергии, при этом получают минимальные выгоды. Высокий уровень энергоемкости и водоемкости отмечается в сельском хозяйстве и промышленности.
Об этом говорится в докладе Евразийского банка развития о регулировании водно-энергетического комплекса Центральной Азии.
Индикатор эффективности водопользования в странах Центральной Азии ниже, чем мировые показатели, считают эксперты Евразийского банка развития. В 2018 году этот показатель оценивался в коридоре от 0,842 долл./м3 в Кыргызстане до 7,2 долл./м3 в Казахстане. Средний по региону показатель – 2,5 долл./м3, что в восемь раз меньше среднемирового значения.
"Средневзвешенная мировая его величина составляет 19,01 долл./м3. В большинстве (в двух третях) стран мира эффективность водопользования составляет от 5 до 100 долл./м3. Четыре из пяти стран Центральной Азии (за исключением Казахстана) входят в список 10 мировых аутсайдеров (из 168 анализируемых стран) по этому показателю", – говорится в докладе.
Но водные ресурсы не безграничны, а сложившийся формат сотрудничества в бассейне Аральского моря не ведет к повышению эффективности использования этих ресурсов и оказывает негативное воздействие на экологию в бассейнах рек Сырдарья и Амударья.
С 1992 года страны Центральной Азии предпринимают попытки наладить эффективное регулирование водно-энергетического комплекса в формате многосторонних региональных и двусторонних соглашений, также региональных объединений. Однако ни одна из них не достигла поставленных целей. Не удалось реализовать намеченные проекты по формированию общего рынка стран региона, созданию водно-энергетического консорциума по использованию трансграничных водных ресурсов. Несмотря на то, что перечисленные объединения, как и Международный фонд спасения Арала, получали большую поддержку со стороны Всемирного банка и Азиатского банка развития, многих других международных организаций и финансовых институтов, ни один из подготовленных в 1993–2010 годы проектов соглашений по водно-энергетическому взаимодействию не получил общего согласования стран Центральной Азии.
26 ноября 2021 года президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подчеркнул целесообразность создания Международного водно-энергетического консорциума (МВЭК). Эксперты Евразийского банка развития отмечают, что МВЭК Центральной Азии мог бы существовать в форме международной организации – юридического лица, созданного на основе международного договора.
"Альтернативно можно проработать варианты реализации МВЭК и его дочерних структур в рамках национального права. Возможна комбинация: сам МВЭК как международная организация, а отдельные объекты – в рамках национального права. Необходима юридическая проработка вопроса для определения наиболее гибкой и простой формы", – отметили в ЕАБР.
Вместе с тем создание в Центральной Азии водно-энергетического консорциума не имеет аналогов в мировой практике. Так, прежде всего в национальном законодательстве стран Центральной Азии отсутствуют вопросы регулирования деятельности международных консорциумов. Также препятствием для создания консорциума является то, что право на владение и распоряжение объектами гидроэнергетики и ирригации остается за государствами региона. Финансовым оператором МВЭК может выступить международный финансовый институт, в том числе и ЕАБР, деятельность которого будет определяться специальным соглашением с водно-энергетическим консорциумом. В Евразийском банке развитии отметили, что эффективное управление водно-энергическими ресурсами в бассейне Аральского моря - залог процветания всех стран Центральной Азии.