И едят ее, такую глазастую, не в Рязани, а в Поднебесной.
В Китайской Народной Республике я бывал не раз благодаря моему другу Хо Хуну, выходцу из Китая, который большую часть жизни прожил в Казахстане.
Стоит ли говорить, что на его родине встречали нас родственники и друзья от всей души. А поскольку горожане Поднебесной предпочитают питаться в основном не дома, а в кафе или ресторанах, то мне довелось отведать там массу экзотических блюд. В числе их - лягушки, тутовый шелкопряд и многие другие. Но особо запомнился жареный сазан. Хотя казалось бы - чего особенного?
Те, кто знаком с китайской кухней, знают, что там принято готовить не из замороженной, а из свежей рыбы. Более того, в ресторане вам предложат выбрать любого из плавающих в большом аквариуме сазанов. После чего его разделают, приготовят и подадут на стол.
И вот однажды это блюдо оказалось с сюрпризом.
По китайскому обычаю (кстати, очень похожему на казахский), первым угощение должен отведать самый почетный гость. Естественно, им оказался мой китайский друг, который и по возрасту в то время был самым старшим из всех присутствующих. Поэтому официант, подавший жареного сазана на стол, повернул его голову в сторону Хо Хуна.
Тот хотел уже отрезать кусочек от золотистой прожаренной рыбы, как вдруг замер, словно в стоп-кадре. При этом у него был растерянный вид.
- Ты, что? - удивился я.
- Не могу, он …живой, - ответил мне друг, глазами показывая на сазана.
И только после этого я заметил, что рыба открывает и закрывает рот и шевелит жабрами. Да и глаза ее были живыми и, как мне показалось, смотрели на нас с укоризной.
Кто-то из компании, заметив паузу, видимо, поинтересовался у почетного гостя, в чем дело? Мой друг, похоже, назвал ему причину заминки. За столом дружно засмеялись, и стали что-то говорить виновнику торжества.
Как потом перевел он мне этот разговор, ему объяснили, что голову есть не надо, лакомиться нужно всем остальным. Один из хозяев застолья отрезал кусочек рыбы и передал его моему другу. Другой кусочек - мне.
Признаюсь, съел я его с гораздо большим внутренним содроганием, чем когда пробовал лягушачьи ножки или жареного шелкопряда.
Друг мой, в то время владелец китайского кафе в Павлодаре и одновременно - повар в нем, чисто из профессионального интереса попытался узнать у своего коллеги рецепт приготовления рыбы, но попытка оказалась бесполезной.
Зато родственник Хо Хуна, у которого мы гостили, рассказал, как это делается. Все оказалось довольно просто.
Рыбу опускают в кипящее масло, держа ее голову, накрытую мокрой тряпкой, над поверхностью. Эта "хитрость" позволяет сохранить мозг рыбы действующим после приготовления, что и создает эффект "живого" блюда. Позднее из головы варится бульон, что-то вроде ухи.
Надо сказать, что сазан, которым нас угостили тогда в ресторане, оказался очень вкусным, но потом мы всегда просили наших китайских друзей это блюдо больше не заказывать. Рыбку жалко…