АЛМАТЫ, 22 фев — Sputnik. Во время массовых беспорядков в Алматы многие полицейские получили различные травмы, кто-то до сих пор получает лечение, а некоторые, несмотря на раны, сразу же вышли на работу. Один из них – старшина батальона управления специализированной службы охраны Алматы Мади Ахатов. В органах внутренних дел он работает больше пяти лет. Мади с детства мечтал стать полицейским, и уже с 18 лет служит в рядах правоохранителей.
Вечером 4 января сотрудников управления подняли по тревоге. Им сообщили, что на площади собрались люди. Сотрудникам раздали спецсредства – щиты, каски, резиновые дубинки - и ночью доставили в городской акимат, чтобы они охраняли общественный порядок.
"Первый и пятый батальон прибыли раньше нас в аппарат акимата города Алматы. И мы через час тоже подъехали. По прибытии мы увидели наших коллег, избитых. У некоторых не было спецсредств, щитов, касок и дубинок. После чего мы зашли в акимат, увидели, что были разбиты окна, двери, в одном из кабинетов был пожар. Мы потушили пожар, закрыли входы, уязвимые места, находились там целую ночь", – рассказывает Мади.
Мади Ахатов
© Sputnik / Айгерим Таубай
Ночь прошла тихо. Однако днем 5 января сотрудники полиции, находящиеся в здании акимата, увидели толпу людей, которые собираются на площади. Часть из них направилась в сторону акимата и начала штурмовать здание.
"Мы не были вооружены боевым (оружием – Sputnik), у нас были только спецсредства, шумовые и слезоточивые гранаты. Когда они (митингующие - Sputnik) начали уже разбивать окна в акимате, мы кидали шумовые и слезоточивые гранаты, но они не реагировали на это", – говорит он.
Мади Ахатов отмечает, что погромщики были вооружены щитами, касками и дубинками, у них также были слезоточивые и шумовые гранаты, огнестрельное оружие. Из-за дыма от пожара и слезоточивых гранат сотрудники долго не могли оставаться в здании и вышли на задний двор, некоторые теряли сознание. Митингующие не реагировали на требования полицейских, вместо этого кидали в них брусчатки.
Мади Ахатов
© Sputnik / Айгерим Таубай
"На заднем дворе нас окружили со всех сторон, они взломали ворота, кидали в нас сперва гранаты, потом камни, тротуарные брусчатки, у них были железки какие-то, арматуры, дубинки, начали нас избивать, требуя снять форму. Так как мы не снимали форму, они нас избивали. Они были очень агрессивные", – вспоминает он.
Когда Мади пришел в себя, он направился в сторону проспекта Назарбаева. Но тут на него снова напали и ударили железной дубинкой по голове. От удара полицейский в очередной раз потерял сознание. Мади вспоминает, что очнулся через 10-15 минут и продолжил путь. На проспекте Назарбаева Мади встретил сотрудников своего батальона, которые уже были в гражданской форме, те доставили его в управление. Здесь ему оказали первую помощь и вызвали скорую помощь. Скорая помощь привезла Мади в больницу №4, где сделали рентген, зашили рану, перевязали голову.
После этого Мади Ахатов, переодевшись в гражданскую одежду, в поисках коллег снова направился в сторону акимата.
Ему удалось отыскать своего коллегу, помощника командира взвода Бекмырзу Мухаметова, которого он отвез домой. Тот ничего не слышал из-за попавшей в него гранаты.
"Была такая сильная агрессия по отношению к полиции. Многие из митингующих были в масках, мы даже не смогли разглядеть их лица. Когда нас окружили на заднем дворе акимата, потребовали снять форму, мы отказались. Они взяли нас в круг, били по голове и бросали светошумовые гранаты. Передо мной стоял курсант, одна граната упала нам под ноги, другая упала прямо между нами, когда мы вплотную стояли друг к другу, зажатые в круг. Как бы мы ни старались, мы не могли сбросить гранату на землю. Когда она взорвалась, у меня потемнело в глазах, и я потерял сознание", – рассказывает свою историю Бекмырза.
Бекмырза Мухаметов
© Sputnik / Айгерим Таубай
Придя в себя, Бекмырза увидел, что лежит за забором акимата. Он лежал лицом вниз, а из носа текла кровь.
"Увидел, как потерявших сознание военнослужащих и курсантов кидали друг на друга. Заметил пару человек, которые хотели помочь нам, и попытался поднять голову, но меня опять по голове ударили. От удара снова потерял сознание. Но они нас приводили в чувство и снова били. В основном били по голове. Я пытался их успокоить, что-то говорил, но не слышал своего голоса. Видимо, я потерял слух, когда взорвалась граната. Когда я окончательно пришел в себя, то заметил, что с меня сняли форму и погоны, я был только в рубашке, а брюки были порваны", – вспоминает он.
Бекмырза Мухаметов вместе с военнослужащими направился в сторону президентской резиденции. Там они укрылись в подвале здания, но им пришлось покинуть его, когда началась атака на резиденцию.
"Когда я включил свой телефон, мне позвонил коллега. Я говорю ему: "Мади, ты меня слышишь? Я потерял слух, если ты меня слышишь, забери меня". Мади приехал за мной, его голова была перевязана. Когда мы дошли до дома, я снова потерял сознание и очнулся уже в постели. Мама и жена сидели рядом и плакали. Они решили отвезти меня в четвертую больницу, где мне оказали медицинскую помощь", – рассказывает Бекмырза.
Бекмырза Мухаметов
© Sputnik / Айгерим Таубай
На следующий день, 6 января, несмотря на травму головы, Мади Ахатов снова вышел на работу. Бекмырза Мухаметов продолжил службу 8 января, а в феврале после медицинского осмотра ему дали направление в санаторий "Казахстан", где он две недели получал лечение. Бекмырза отмечает, что правое ухо постепенно восстанавливается. "В левом ухе постоянно слышен шум, днем не замечаю, а ночью, в тишине, особенно заметно. Врачи сказали, что все пройдет", – говорит он.
Алматинская трагедия
Трагические события произошли в Казахстане в начале января 2022 года. Все началось с массовых протестов против двукратного роста цен на сжиженный газ. 2 января митинги прошли в городе Жанаозен на западе страны, а затем их поддержали в Актау, Атырау и других казахстанских городах.
Однако затем мирные митинги превратились в массовые погромы. Особенно от них пострадал город Алматы. 5 января толпы вооруженных бандитов разгромили центр города, сожгли здания акимата города и расположенную рядом президентскую резиденцию. Атаке подверглись здания полиции, КНБ и другие военные объекты.
Также пострадали города Талдыкорган, Шымкент, Кызылорда, Тараз.
Ранее начальник Следственного департамента МВД Санжар Адилов сообщил, что во время беспорядков различные телесные повреждения получили более 3 тысяч сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих. В их числе есть как с огнестрельными и ножевыми ранениями, так и другими тяжкими увечьями. На сегодня в медицинских учреждениях на лечении остаются 273 человек.
"Часть из них до сих пор находится в реанимации. К сожалению, они не смогут дальше работать, практически стали инвалидами", – сообщил он.