НУР-СУЛТАН, 19 фев — Sputnik. За несколько веков на территории современного Казахстана сложились три родоплеменных объединения – Старший, Средний и Младший жузы. Каждый из них занимал обширные земли и в свою очередь состоял из родов.
Была ли между жузами какая-то иерархия? Влияет ли жузовая система на современную политику Казахстана? Какие стереотипы существуют сегодня о выходцах из разных жузов? Sputnik Казахстан побеседовал с историком Жаксылыком Сабитовым и узнал ответы на самые интересные вопросы по этой теме.
Почему Старший, Средний, Младший жузы так назывались
На первый взгляд может показаться, что это было связано с размерами жузов. Однако это не так - Средний жуз был самым крупным, занимая территорию Центрального, Северного, Восточного и частично Южного Казахстана.
По словам Сабитова, жузы получили свои названия по расположению к течению реки Сырдарья. Старший жуз кочевал в верховьях реки, Средний жуз – в среднем течении, Младший жуз – в низовьях.
"Каких-то глубинных иерархических смыслов искать не надо. Иерархии между жузами не было и нет, а то сейчас у нас принято выдумывать… Вообще, в глазах аристократического рода торе представители всех трех жузов были простолюдинами или "қара сүйек", "черной костью", - заявил Сабитов.
Стереотипы о выходцах Старшего, Среднего и Младшего жуза
У казахского народа есть пословица, которая гласит: "Представителю Старшего жуза дай посох и отправь пасти скот. Выходцу Среднего жуза дай перо и отправь на судебный спор. Младшему жузу дай копье и отправь на битву".
До сих пор среди казахов распространено мнение, что уроженцы Западного Казахстана (там в основном проживают представители родов Младшего жуза) обладают воинственным и непокорным нравом. Насколько эти стереотипы соотносятся с историей Казахстана?
"Думаю, эта пословица про скот, про копье была отражением реальной действительности. На юге Казахстана много плодородных пастбищ, где можно было разбогатеть, разводя скот. А на западе - экстремальные климатические условия, там земли не такие плодородные. Поэтому местным жителям приходилось выживать, и сложился такой более суровый типаж", - считает Сабитов.
В качестве подтверждения своих слов он вспоминает историю: на территории жуза произошло значительное количество восстаний против Российской империи.
"А вот Средний жуз (в силу своего географического положения) подвергся большей русификации. Там строилось больше школ, большее количество людей смогли получать образование. Вспомните того же педагога-просветителя Ибрая Алтынсарина или поэта Абая, они оба из Среднего жуза. Если посмотреть на деятелей партии "Алаш орда" – она по большей части состояла из выходцев Среднего жуза", - продолжает Сабитов.
Другой стереотип связан со среднежузовским родом найман, которому народная молва приписывает такое качество, как хитрость. Сабитов считает, что это не более чем городской миф.
"Мне кажется, это такой городской алматинский фольклор, связанный с "экспансией" найманов в Алматинской области. Придя в этот регион, они "потеснили" там представителей других родов, поэтому возник такой стереотип", - сказал историк.
Влияет ли жузовая принадлежность на современную политику Казахстана
Нынешний президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев является выходцем рода жалайыр из Старшего жуза. Первый президент Нурсултан Назарбаев тоже является выходцем Старшего жуза, только из рода шапырашты. Ранее в зарубежном экспертном сообществе прозвучало мнение, что в системе казахских кланов род жалайыр считается "бедным родственником". Этим якобы и объясняются произошедшие в Казахстане январские события.
Сабитов назвал такую интерпретацию трагедии "абсолютной чепухой".
"Это вообще не относится к тому, что произошло в январе. Все эти фантазии и рассуждения о том, что у нас все до сих пор действует по жузовому принципу, по старшинству родов – это все мифы. Просто людям, которые не живут в Казахстане, нравится такая романтизация, ориентализация борьбы за власть. Некоторым интересно иметь такие экстравагантные точки зрения, якобы у них под боком до сих пор живут люди, которые строят политическую карьеру по родам", - считает историк.
По словам Сабитова, в Казахстане внутриэлитные группировки создаются не по жузовому или трайбалистскому принципу, а на принципе лояльности.
"Мы здесь мало чем отличаемся от других стран нашей категории", - резюмировал эксперт.
Продолжают ли современные казахи делиться на жузы
Сабитов считает, что для современного казаха принадлежность к тому или иному роду – всего лишь "этнографическая ностальгия".
"Когда люди вспоминают свой род, смотрят шежире – это ностальгия, не более. Иногда бывает, что эти группы на региональном уровне начинают "двигать" своих героев, представителей своего рода, ставят им памятники. Но на общеказахстанском уровне такого нет", - сказал историк.
Вместе с тем родолог Алия Сагимбаева считает, что после обретения независимости у казахстанцев вырос интерес к своему происхождению.
"По моей статистике, только 20% казахов знают свое происхождение до седьмого колена. Причина в исторических событиях XX века – гражданской войне, раскулачивании, голоде, репрессиях. Дети рано становились сиротами, ребенок знал только свое имя", - говорит Сагимбаева.
Какие роды не входили ни в один из жузов
Есть роды, которые не входили ни в один из жузов. Например, аристократический род торе вел свое происхождение от Чингисхана, а кожа – от потомков исламских проповедников.
"На самом деле хватает родов, которые не входили в жузы. Они присоединились после того, как в степи сложилась классическая система казахских родов. Например, есть род шала-казахов – он сложился в XIX веке и не имеет ничего общего с казахами, которые не владеют казахским языком. Это потомки татаров, выходцев из Средней Азии, которые за одно-два поколения смешались с казахами. Есть представители рода шала-казах, которые вообще на русском не говорят, только на чистейшем казахском", - рассказал Сабитов.
Другой род, не входивший ни в один из жузов, – толенгит (толенгут). Они являлись основой ханской власти и зависели от хана.
"В казахском обществе власть хана во многом определялась его харизмой, у него ресурсов как таковых не было. У хана не было личной армии, поэтому он просил: "Давайте пойдем в поход на тех", и рода могли ему отказать. А толенгуты были лично зависимы от хана и должны были всегда следовать за ним", - отмечает историк.
Почему казахи соблюдали принцип "жетi ата"
Принцип "жетi ата" (букв. "семь дедов") подразумевал, что казахи должны были знать своих предков по мужской линии до седьмого колена. Во избежание кровосмешения браки до седьмого колена запрещались.
Между тем на представителей торе и кожа запрет на близкородственные браки не распространялся.
Что известно о происхождении Димаша Кудайбергена
В прошлом году в соцсетях возникла бурная дискуссия вокруг происхождения известного казахстанского певца Димаша Кудайбергена.
В Сети появилось видео, снятое в 2013 году - до того, как Кудайберген обрел всемирную известность. На кадрах юноша рассказывает, что впервые приехал в Кыргызстан и является выходцем казахского рода кыргыз. Кыргызские журналисты пришли к выводу, что музыкант является потомком кыргызов, которые несколько веков назад осели в Казахстане и ассимилировались с казахами. Пользователи задались вопросом: Димаш является кыргызом или казахом?
Отцу знаменитого певца Канату Айтбаеву даже пришлось давать разъяснение по этому поводу. Он отметил, что их семья не имеет отношения к кыргызской нации: род кыргыз когда-то влился в род алим, относящийся к Младшему жузу.
По словам Жаксылыка Сабитова, казахский род кыргыз уже давно проживает на территории Казахстана - в основном на территории Актюбинской и Кызылординской областей (Димаш является уроженцем Актобе).
"Считать, что представители этого рода являются кыргызами по нации, немножко неправильно. Даже по генетическим аутосомным маркерам они типичные казахи, потому что давно уже живут с нами, давно перемешались", - сказал Сабитов.