Не от дыма и огня
23 марта 1989 года около 2 часов ночи на пульт пожарной охраны Павлодара поступило сообщение о пожаре в одной из квартир пятиэтажки по улице Катаева. Огнеборцы, тушившие огонь, обнаружили в горевшей квартире тела двух мужчин. Один из них - хозяина квартиры, другой - его друга.
Даже без судебно-медицинской экспертизы было видно, что на тот свет они отправились не по своей воле и не от огня и дыма. На их телах были множество ножевых ранений. Да и пожар случился не сам по себе - это был явный поджог.
Расследованием резонансного преступления занялась постоянно действующая следственно-оперативная группа, в которую вошли сотрудники прокуратуры и милиции.
После осмотра места преступления и опроса свидетелей нарисовалась следующая картина. Заколов ножами хозяина жилья и его друга, преступники похитили часть вещей. А затем, уничтожая следы убийства, подожгли квартиру и тела.
Пожар очень осложнил первоначальные следственные действия, поскольку многие следы преступления в буквальном смысле слова сгорели. Положение усугублялось еще и тем, что пожарные при тушении огня залили всю квартиру водой.
Но, несмотря на все эти препоны, благодаря кропотливой работе сыщики уже на пятые сутки после возбуждения уголовного дела, установили и задержали подозреваемых. Ими оказались 20-летние жители города - ранее судимый Виктор Мораш, Николай Ладушкин, а также их знакомая 14-летняя Татьяна Цветкова.
Мораш трудился плотником в торгово-розничном объединении, его приятель не работал.
В квартирах задержанных и их родственников нашли вещи, похищенные с места пожара. На одежде подозреваемых была обнаружена кровь, в квартире потерпевших сыщики изъяли отпечатки пальцев, принадлежащие подозреваемым.
Под давлением улик они стали рассказывать, как все было…
"Купите девочку!"
В тот мартовский вечер павлодарец Виктор Мораш, его несовершеннолетняя подруга Таня Цветкова и приятель Николай Ладушкин, выпив, бесцельно бродили по городу. Хотелось добавить спиртного, а денег не было.
И тогда в голову Морашу пришла соблазнительная идея. А что, если предложить кому-нибудь на ночь для сексуальных утех свою подружку? С 14-летней Таней, несмотря на ее возраст, Виктор жил половой жизнью уже несколько месяцев. Девочка, поругавшись с родителями, ушла из дома, и Мораш пристроил ее на квартиру к своей знакомой, часто наведываясь туда и оставаясь с Таней на ночь.
Своей идеей Виктор поделился с приятелем. Тот, конечно, был не против.
Впрочем, Мораш не собирался всерьез оставлять свою зазнобу на поругание чужому мужчине. Он хотел только заранее получить с него деньги, а потом вернуться и силой забрать девочку назад. Так он и объяснил это будущей блуднице. Спорить с ним она не стала.
Для совершения сексуальной сделки все трое отправились на железнодорожный вокзал - самое злачное место в Павлодаре в те годы. И вскоре нашли желающего развлечься с их знакомой. И даже целых двух.
У одного из них - Рогова - супруга родила ребенка и находилась в роддоме. По этому случаю муж загулял со старым приятелем Таймановым. И они согласились заплатить за ночь с несовершеннолетней 45 рублей. В те времена это были хорошие деньги за подобную услугу.
По такому случаю решили сначала выпить. Новые знакомые пригласили всех троих в квартиру Рогова. Приобрели спиртное, закуску и стали угощать "продавцов" вместе с девочкой. Причем друг хозяина квартиры быстро напился, а сам он алкоголь не употреблял.
Вскоре для Мораша и Ладушкина настало время откланяться. Они потихоньку посоветовали своей подруге подольше потянуть время, пообещав скоро вернуться. И, распрощавшись с хозяином жилья и его другом, вышли на улицу.
Убить и ограбить!
Но в гостеприимной квартире они увидели много ценных вещей, и, посовещавшись, решили не просто забрать Таню, а убить двух новых знакомых и ограбить жилье.
Надо заметить, что до этого они людей жизни не лишали, хотя и законопослушными гражданами отнюдь не числились. За спиной Мораша были две судимости: за развращение малолетних и мужеложство, за которое он получил шесть лет несвободы, а также за сопротивление работнику органов внутренних дел. За последнее преступление он еще отбывал наказание - два года исправительных работ. А не судимый ранее Ладушкин был гашишным наркоманом, за что его комиссовали из армии.
Поскольку оба носили с собой складные ножи, то способ убийства долго не обсуждался. Решено было, что, войдя снова в квартиру, они без разговоров "кончат" своих новых знакомых, а потом уже грабанут жилье.
Дверь им открыл пьяный в стельку Тайманов.
- Вы чего, пацаны? - недоуменно поинтересовался он. И тут же получил удар ножом в грудь от Мораша. Потом еще и еще… На теле несчастного эксперты позже насчитают 20 ножевых ранений. Ладушкин бросился в зал, где напал на хозяина квартиры, тоже 19 раз вонзив него свой складник. А потом помог своему приятелю добить Тайманова.
Цветкова в это время, следовавшая совету "тянуть время", закрылась в туалете. Но, услышав, что ее приятели вернулись, выскочила оттуда и наблюдала всю картину убийства.
Убедившись, что их жертвы не подают признаков жизни, душегубы стали собирать приглянувшиеся им вещи - одежду стереомагнитофон, стереоприемник, золотое кольцо и наручные часы. Цветкову тоже уговорили взять два пальто хозяйки квартиры и пару колготок.
Когда вещи были собраны, Ладушкин достал спички и поджег детскую коляску, купленную хозяевами квартиры для родившегося ребенка.
Соседка Роговых слышала, что в их квартире звучат какие-то удары, стоны. Она даже различила три голоса: два мужских и один женский. Потом на лестничную площадку полетели вещи, и кто-то крикнул: "Не могу зажечь!".
Вскоре какой-то мужчина побежал вниз. Через окно женщина увидела дым из кухни Роговых и поспешила к соседям, попросить их вызвать по телефону пожарных. На площадке валялась магнитофонная лента, темнели капли крови…
Убегая, душегубы потеряли во дворе часть похищенных вещей - шубу, платье, платок и губную помаду.
Смягченный приговор
Как уже говорилось, благодаря плановому и целенаправленному расследованию, уже на пятые сутки оперативники вышли на убийц.
Под давлением многочисленных улик им пришлось признаться в содеянном.
Правда, во время следствия и суда Мораш и Ладушкин всеми возможными способами пытались смягчить наказание.
Первый, например, утверждал, что потерпевшие якобы сами напали на них, и им пришлось обороняться.
Его приятель, в свою очередь, клялся, что он убил только хозяина квартиры, а его друга не трогал, даже пытался отобрать нож у Мораша, порезав при этом палец. А пожар возник случайно, из-за его неосторожного курения.
Но их несовершеннолетняя подруга Татьяна Цветкова, проходившая по делу свидетелем, с юношеской честностью резала правду-матку. Обвинительные показания дали соседи Рогова и другие свидетели.
Поэтому финал был ожидаемый. Виктора Мораша и Николая Ладушкина Павлодарский областной суд приговорил к высшей мере наказания - расстрелу.
Однако Верховный суд смягчил им приговор, заменив смертную казнь на 15 лет лишения свободы каждому.
(Имена и фамилии изменены).