"Тут помню, тут не помню": как провал в памяти едва не стоил свободы жителю Казахстана

© Photo : Рixabay/Beatrice SchmukiРешетка
Решетка - Sputnik Казахстан, 1920, 16.01.2022
Подписаться
Можно ли верить потерпевшему, утверждающему, что ударил его человек, которого в тот момент не было рядом?
Следователю, которому поручили простое, на первый взгляд, дело, пришлось назначить несколько экспертиз, чтобы настоящий преступник был наказан.

"Ах, эта свадьба…"

События, о которых идет речь в этом очерке, произошли на стыке 80-х и 90-х годов прошлого столетия в поселке Майкаин Баянаульского района Павлодарской области. Два приятеля - Кайрат и Олег (все имена изменены), первый из которых местный, второй - иногородний, трудились в здешнем карьере вахтовым методом.
Олег жил в поселковом общежитии. Из-за затяжных осенних дождей работы были приостановлены. А тут в поселке как раз наметилась свадьба, и Кайрат позвал на нее своего коллегу. Тот вначале отказывался - неудобно, он ни жениха, ни невесту не знает. Да и возраст уже не тот, чтобы на свадьбах гулять - "полтинник" разменял.
Вещий сон о скорой смерти. Дело об убийстве под Рождество
Но Кайрат его убедил: поселок - это не город, здесь - все друзья и знакомые. Свадьба пела и плясала в поселковом клубе. На перерывы мужчины выходили на крыльцо перекурить.
Надо сказать, что у Кайрата был брат Асет - задира и бретер, который тоже присутствовал на этом торжестве. Почему-то Олег, который на два десятка лет его старше, и вел себя очень скромно, не понравился ему с первого взгляда.
И Асет во время перекуров стал без причин "цепляться" к гостю, который по комплекции, как и по возрасту, был тоже вдвое его солиднее. Кайрат и другие местные парни попытались урезонить задиру. Это, вроде, помогло, и Асет с Олегом разговорились, даже нашли общую тему - оказалось, что они оба, с перерывом лет в двадцать, служили в одной и той же воинской части в бывшем ГДР. Все успокоились. Но это перемирие оказалось временным.

Коварный удар

Во время следующего перекура Асет, ни с того, ни с сего, толкнул в грудь стоявшего на ступеньке Олега. Не ожидавший этого гость, грохнулся навзничь, ударившись головой о землю. Стоявшие рядом мужчины подняли его, прибежал Кайрат, спросил, как он себя чувствует. А чувствовал себя Олег не важно - голова раскалывалась от боли, его тошнило.
Напарник увел пострадавшего в общежитие, но там ему стало еще хуже. Кайрат потащил Олега в местную больницу, благо, что она была рядом. Дежурный врач почуял неладное и связался с Павлодарской областной больницей. Оттуда отправили санитарный вертолет. В областном центре медики поставили страшный диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, перелом основания черепа, сотрясение мозга. Благодаря оперативно оказанной помощи жизнь Олега удалось спасти. Но ему пришлось долго проваляться на больничной койке и стать инвалидом.
В парике и на каблуках: грабитель в женской одежде пытался запутать полицейских
В Баянаульском РОВД возбудили уголовное дело по факту умышленного причинения тяжкого вреда здоровью. Местному молодому следователю случившееся показалось простым: виновный установлен, как он ударил потерпевшего, видели многие участники свадьбы. Да и сам Асет не отказывался от того, что толкнул в грудь Олега. Дело направили в суд. Потерпевшего, к тому времени уже выписавшегося из больницы, вызвали на процесс в Баянаул.
- Это не он!
И вдруг на суде Олег заявил:
- А почему вы его судите, это не он меня ударил, а его старший брат. То есть Кайрат.
В зале - пауза, как во время известия о приезде ревизора в одноименной пьесе Гоголя. Судья объявляет перерыв и спрашивает у следователя с прокурором: "Вы, что, с ума сошли? Мы кого судить будем?"
Те уверяют, что потерпевший путает, потому что все свидетели утверждают обратное. Но судья им отвечает, что он не может осудить человека, если потерпевший не считает его виновным. И отправляет дело на доследование.
- И тут оно попадает ко мне, - рассказал автору этих строк Владимир Вязнюк, работавший в то время старшим следователем следственного отдела УВД Павлодарской области. - Я читаю: вроде, все просто, как дважды два: один человек ударил другого на глазах у толпы людей. Свидетелей много, и все, как один, уверяют, что ударил потерпевшего именно Асет, а его брата Кайрата в этот момент даже не было рядом. Он прибежал позже, когда услышал крики. Да и Асет не отрицает своей вины.
Допросил потерпевшего, но тот упорно твердил: "Меня ударил Кайрат".
Как матерый уголовник криминализировал молодых сельчан
Что тут делать? Явно, у него что-то не в порядке с головой. Я назначаю комиссионную судебно-медицинскую экспертизу. Есть такое понятие - ретроградная амнезия. Это нарушение памяти о событиях, предшествовавших приступу заболевания либо травмирующему событию. Проявляется при многих неврологических заболеваниях, а также при травмах головного мозга или при внезапном возникновении травматического шока.

Можно ли верить потерпевшему?

Поэтому, ставлю перед медиками вопрос: может ли это быть в нашем случае?
Но мозгоправы отвечают, что этот вопрос больше относится к психиатрии.
Хорошо, назначаю судебно-психиатрическую экспертизу, которая должна, по сути, ответить: можно верить нынешним показаниям потерпевшего, или нет?
Но более чем двухчасовая беседа главного психиатра области и еще двух специалистов с Олегом тоже не дала никаких результатов. Медики заявили, что нужна полная комиссионная психиатрическая экспертиза в условиях республиканской психиатрической больницы в Алма-Ате.
На убийство идут только женщины: жуткое преступление совершили семь родственниц
Я задумался. У меня были такие случаи, когда приходилось отправлять туда подследственных. Но это обвиняемые в тяжких преступлениях, следственно- арестованные, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Причем, в большинстве своем, состоявшие ранее на учете у психиатров. А тут потерпевший! Но, поскольку у экспертов возникли сомнения, то другого пути не было.
Для этого Олегу нужно было выехать в Алма-Аты и пролежать в больнице, под наблюдением медиков около месяца. Согласится ли он?
На мое удивление, он оказался не против. Мы за счет милиции оформили ему проездные и суточные, естественно, оплатили все расходы на обследование. Через месяц потерпевший вернулся, отдохнувшей и поправившийся.

Можно не верить!

Комиссионная экспертиза дала заключение: у потерпевшего имеются нарушения памяти травматического происхождения. В результате чего, в его сознании сформировался свой образ человека, виновного в его беде. Почему именно напарника - не понятно. Соответственно, его можно допрашивать, но с учётом выявленных нарушений мозга.
Я отправил дело с этим заключением в Баянаульский райсуд. Он вынес приговор действительно виновному - Асету, младшему брату напарника Олега. Хотя, потерпевший с приговором не согласился, считая виновным Кайрата.
Но у суда было заключение авторитетного медицинского учреждения, говорившее о том, что потерпевшему можно не верить.
Асет получил небольшой срок".
(Имена братьев и потерпевшего изменены)
Лента новостей
0