Каким будет курс тенге и что ждет экономику страны в 2022-м году – прогноз ЕАБР

В 2021 году ВВП стран-участниц ЕАБР вырастет в на 4%, в 2022 году - на 2,9%
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 25 ноя — Sputnik. Сегодня Евразийский банк развития (ЕАБР) на площадке Sputnik представил макроэкономический прогноз на следующий год.

О том, каковы перспективы экономического роста в странах-участницах ЕАБР, какими будут курсы национальных валют и когда можно ожидать замедления инфляции в странах региона – в материале Sputnik.

Рост ВВП

Мировая экономика прошла пик восстановления после кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19. Страны-участницы ЕАБР (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан) также успешно адаптировались к функционированию в условиях пандемии, заявил главный экономист ЕАБР и ЕФСР Евгений Винокуров.

"Экономическая активность в регионе восстановилась и в IV квартале текущего года может примерно на 1% превысить допандемийный уровень, - заявил он. - Рост ВВП региона операций ЕАБР в 2021 году ожидается около 4%. Мы ожидаем, что в следующем - 2022 году - рост ВВП региона составит 2,9%. Важным драйвером роста выступят меры государств по поддержке инвестиций".

Восстановлению экономик стран-участниц ЕАБР в текущем году, по мнению аналитиков Банка, способствовали эффекты от смягчения в 2020 году бюджетной и денежно-кредитной политики, а также адаптация населения и организаций к условиям пандемии, расширение мирового спроса и взлет цен на ключевые экспортные товары государств региона (энергоресурсы, металлы и прочее).

Однако процесс восстановления среди стран-участниц ЕАБР протекает неравномерно. Если ВВП Беларуси, Казахстана, России и Таджикистана уже превышают допандемийные показатели, то Армении и Кыргызстану достичь их пока не удалось.

ЕАБР дал прогноз по Казахстану на 2022-2023 годы: курс тенге и ВВП

Причина кроется в большем спаде экономик Армении и Кыргызстана в минувшем году (ВВП республик снизился на 15% и 13% соответственно), из-за чего им требуется больше времени для восстановления.

В целом по итогам этого года рост ВВП Армении прогнозируется в размере 4,5%, Беларуси — 2,1%, Казахстана — 3,8%, Кыргызстана — 3,7%, России — 4,1%, Таджикистана — 7,9%.

В следующем году, по словам заместителя председателя правления ЕАБР Руслана Даленова, экономический рост в регионе прогнозируется выше допандемийных темпов - в 2022 году он увеличится на 2,9% (после 2,3% в докризисном 2019 году). Этому будут способствовать меры государств по поддержке инвестиций, реализация потенциала усиления активности в сфере услуг, а также наращивание производства нефти.

"В России прогнозируем рост ВВП на 2,8% в 2022 году, в Казахстане — на 4,2%. Высокие мировые цены на энергоресурсы и государственные программы развития поддержат экономическую активность в крупнейших экономиках региона. Сильные показатели роста ВВП в 2022 году прогнозируются в Армении и Кыргызстане — 4,8 и 4,5% соответственно. Экономики этих стран завершат восстановление к допандемическим уровням. В Таджикистане ожидается выход к устойчивым темпам экономического роста — около 6-7% в год. В Беларуси в базовом сценарии ожидаем рост ВВП на 0,7% в 2022 году", - рассказал Руслан Даленов.

Нацбанк назвал удешевление тенге "адекватной реакцией"

Сдерживающее воздействие на деловую активность в Беларуси могут оказать последствия ограничительных мер со стороны ряда западных стран, отмечается в прогнозе ЕАБР, однако поддержка России может поспособствовать адаптации экономики Беларуси к санкциям.

Замедление инфляции

Аналитики ЕАБР прогнозируют замедление инфляции в регионе – с 8,2% в 2021 году до 5,3% в 2022 году.

Влияние на цены со стороны спроса постепенно ослабнет в связи с завершением восстановительного периода в экономиках. Давление со стороны разрывов поставок в 2022 году сохранится, но будет постепенно ослабевать.

Аналитики ЕАБР также прогнозируют снижение сырьевых цен в течение следующего года. "Тем не менее, возросшие издержки производителей продолжат транслироваться в потребительские цены, и инфляция в большинстве государств-участников ЕАБР останется выше целевых ориентиров в 2022 году", - отмечается в макроэкономическом прогнозе Банка.

В Армении инфляция прогнозируется в размере 5% на конец 2022 года (после 8% в 2021 году), в Беларуси - 7,4% (после 10%), в Казахстане - 6% (после 8,4%), в Кыргызстане - 7% после (9,8%), в России - 4,9% (после 7,9%), в Таджикистане - 6,3% (после 8,3%).

О причинах ослабления тенге рассказали в Нацбанке

Возврата инфляции к целевым уровням аналитики ЕАБР ожидают в 2023 году – по мере нейтрализации проинфляционных факторов (удорожание продуктов питания и сырьевых товаров, разрыв логистических цепочек и прочее).

В условиях высокой инфляции Банк прогнозирует увеличение ключевых ставок в странах региона. "В России ожидаем ключевую ставку в диапазоне 8–8,5% на конец текущего года, в Казахстане — 9,75-10%, в Беларуси — около 10%", - говорится в прогнозе ЕАБР.

Длительный период повышенной инфляции, скорее всего, потребует продолжительного нахождения ключевых процентных ставок на уровнях выше их нейтральных значений, считают авторы доклада. По их прогнозам, начало цикла снижения ставок видится возможным в 2022 году по мере замедления инфляционных процессов.

Нацфонд тает на глазах: депутаты возмущены неэффективными тратами

Так, ключевая ставка в России может быть понижена до приблизительно 7% к концу следующего года, базовая ставка в Казахстане - до 9,5-9,75%, ставка рефинансирования в Беларуси - до 9-9,5%.

"Движение к нейтральному уровню, скорее всего, завершится в течение 2023 года. В Армении и Таджикистане также вероятно начало снижения процентных ставок во второй половине 2022 года с постепенным приближением к нейтральному уровню в 2023 году. В Кыргызской Республике учетная ставка в 2022-2023 годах прогнозируется в диапазоне 7,5-8%", - отмечается в докладе ЕАБР.

Евгений Винокуров подчеркнул, что в своих прогнозах Банк еще с конца предыдущего года закладывал благоприятную конъюнктуру на сырьевых рынках в 2021 году.

"Возможно, ценовая конъюнктура будет хорошей в течение ближайших лет. Для региона операций ЕАБР как нетто-экспортера сырьевых товаров складывающаяся ситуация несет очевидные выгоды: увеличиваются экспортные доходы, повышаются доходы бюджета, растет привлекательность национальных валют. Это может стать хорошим подспорьем для набирающего обороты нового инвестиционного цикла. Вместе с тем необходимо продолжать следить за раскручиванием инфляционной спирали. Угроза сохранения глобальной инфляции на повышенных уровнях несет существенные риски для макроэкономического прогноза государств-участников Банка", - резюмировал главный экономист ЕАБР.

Что ждет курс национальных валют?

Комфортные цены на нефть и высокие процентные ставки по активам в национальных валютах продолжат поддерживать курсы валют стран-участниц ЕАБР в 2022 году, считают аналитики.

"Реальное укрепление валют поддерживают высокие мировые цены на энергоресурсы и металлы, а также повышение ключевых процентных ставок в регионе операций Банка", - отмечается в докладе.

Согласно прогнозу, эти факторы продолжат действовать на протяжении большей части следующего года.

Вместе с тем, по мере сворачивания монетарных стимулов (например, снижения процентных ставок) в развитых странах, доходности их гособлигаций увеличатся, что может привести к снижению спроса на активы, номинированные в национальных валютах стран-участниц ЕАБР. Этот фактор, считают аналитики, ограничит пространство для их укрепления в 2022 году.

Среднегодовой курс армянского драма к доллару в 2022 году аналитиками ЕАБР прогнозируется на уровне 466 драмов за $1, белорусского рубли – около 2,65, казахстанского тенге – порядка 434, кыргызстанского сома – в районе 85,1, российского рубля – на уровне 72, а таджикистанского сомони – вблизи 11,2.

Ситуация с госдолгом

В условиях кризиса, спровоцированного пандемией COVID-19, задолженность правительств всех стран-участниц ЕАБР увеличилась, при этом, как отмечают аналитики Банка, риски в большинстве государств региона остаются управляемыми.

Риски долговой устойчивости в России и Казахстане низкие. Размер государственного долга России составляет около 20% к ВВП, а Казахстана - 30%. Для сравнения, в странах с развивающейся экономикой отношение государственного долга к ВВП на конец 2020 года сложилось на уровне 64%.

Оба государства – и Россия, и Казахстан - обладают достаточными резервами, отмечают авторы доклада. В целом, сектор государственных финансов в этих странах обладает достаточным пространством для использования бюджетных стимулов при необходимости.

В Казахстане в третий раз за год повысили базовую ставку

Отношение государственного долга к ВВП в Беларуси ниже среднемирового уровня, но риски для долговой устойчивости присутствуют, отмечается в макроэкономическом прогнозе ЕАБР.

Государственный долг (с учетом гарантий и обязательств местных органов власти) составляет около 42% ВВП. Уровень долга сравнительно небольшой, однако угрозу для долговой устойчивости представляет подверженность долга валютному риску и рискам ликвидности - более 95% долга правительства номинировано в иностранных валютах.

"Платежи по погашению и обслуживанию долга в 2022-2024 годах оцениваются более чем в $3,5 млрд в год. В условиях сравнительно низкого потенциала экономического роста, ограниченных бюджетных и золотовалютных резервов безусловное выполнение долговых обязательств потребует ежегодного рефинансирования их большей части", - сообщается в докладе ЕАБР.

В Армении, Кыргызстане и Таджикистане отношение долга к ВВП является самым высоким в регионе, но риски долговой устойчивости во всех трех республиках управляемы, считают аналитики Банка.

Большая часть долга представлена долгосрочными льготными обязательствами. Кроме того, правительства государств предпринимают шаги для смягчения рисков.

МВФ прогнозирует рост ВПП Казахстана на 3,7% в этом году

Так, согласно планам властей Армении, размер госдолга должен вернуться к цели 60% ВВП уже в 2022 году за счет увеличения налоговых доходов и сокращения текущих расходов относительно ВВП.

В Таджикистане государственный долг относительно ВВП снизился до 44,6% по состоянию на 1 июля этого года (на начало года он составлял 46,8% ВВП). Улучшению показателя способствовали быстрый рост экономики и умеренный дефицит государственного бюджета.

В Кыргызстане запланировано снижение дефицита бюджета на фоне увеличения расходов на выплату долга в предстоящие годы.

"Существенным риском для трех стран является риск курсовой переоценки, так как большая часть госдолга номинирована в иностранных валютах. Политика накопления внешних резервов также способствует смягчению рисков долговой устойчивости в рассматриваемых странах", - отмечают аналитики ЕАБР.