Хищения фермерских субсидий. Лазейка в системе привела к воровству из бюджета?

В первый день ноября Антикор провел массовые задержания чиновников. Необходимость спецоперации объяснили скупо: что она проводится из-за фермерских субсидий. Корреспондент Sputnik Казахстан выяснила у экспертов возможную причину облавы
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 4 ноя — Sputnik. В начале недели Казахстан всколыхнула новость о масштабной спецоперации: под прицелом борцов с коррупцией оказались чиновники, связанные с Минсельхозом и акиматами сразу девяти регионов - Нур-Султана, Шымкента, Акмолинской, Туркестанской, Жамбылской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской, Атырауской и Актюбинской областей.

По версии Антикора, задержанные занимались хищениями денег, которые государство выделяло на субсидирование сельского хозяйства. Кроме того, подозреваемые регулярно получали взятки от предпринимателей. Всего установлено более 30 причастных лиц, многие из них дали признательные показания и сотрудничают со следствием.

Мы выяснили у экспертов по сельскому хозяйству, что не так с фермерскими субсидиями в Казахстане.

Можно ли было избежать хищений

Один из опрошенных Sputnik Казахстан экспертов Серик Ибраев заявил, что масштабных задержаний можно было избежать.

"По моей информации, это (задержания Антикора – Sputnik) касается больше субсидирования животноводства. И в этой сфере есть проблема с информационными системами – они имеют недостатки", - рассказал Ибраев.

Сейчас при субсидировании сельского хозяйства в Казахстане используют две системы – ИАС (информационно-аналитическая система, ее применяют в животноводстве) и Qoldau (применяют в растениеводстве). В 2018-2019 годы система Qoldau также занималась субсидиями в животноводстве.

Как пояснил Sputnik Казахстан экс-министр сельского хозяйства и нынешний глава Мясного союза Казахстана Асылжан Мамытбеков, Qoldau при выделении субсидии проверяет, соответствует ли заявитель необходимым требованиям.

"Например, система проверяет наличие регистрации юрлица, ИП, крестьянского хозяйства, наличие прав на земельный участок, наличие техники и многое другое. Однако с июня 2019 года субсидирование животноводства было переведено на ИАС, а она не интегрирована с другими базами данных. Это значит, что ИАС не может автоматически проверить соблюдение требований заявителями и достоверность информации", - пояснил Мамытбеков.

Одновременно с этим изменились правила субсидирования животноводства: оттуда исключили требование о том, что у получателя субсидий должен быть земельный участок.

"Вместо совершенствования "сырой" информационной системы упростили сами правила субсидирования. Это оказалось лазейкой для недобросовестных участников процесса субсидирования и привело к нецелевому расходованию бюджетных средств", - отметил Мамытбеков.

К слову, требование об обязательном наличии земельного участка вернули в правила спустя два года - летом 2021 года.

На честном слове

Слова Мамытбекова подтверждаются заявлением Антикора, сделанным в августе 2021 года. Там выявили, что субсидии выплачивались компаниям, которые не имели никакого отношения к сельскому хозяйству – салонам красоты, фармкомпаниям, СТО и так далее. Речь шла о 279 субъектах предпринимательства и сумме почти на 1 миллиард тенге. 

"Мы говорили: "Нельзя поддерживать того, у кого нет земли. Нет земли - нет субсидий". А наличие земли проверяется очень просто: за счет интеграции с земельным кадастром. Но эту проверку в 2019 году Минсельхоз из правил субсидирования исключил. Потому что его система была не готова это проверять", - отмечает Ибраев, который, к слову, являлся одним из разработчиков Qoldau.

"Мы предупреждали, что нельзя этого делать, что это приведет к массовым хищениям, к массовой растрате бюджетных средств. Что, собственно, и произошло", - добавил Ибраев.

По словам разработчика, Минсельхоз объяснил отказ от Qoldau большим количеством поступающих жалоб.

"В результате на уровне правил субсидирования все было упрощено до самого примитивного уровня и превратилось, по сути, в систему подачи заявок, где человек дает слово, что он не обманывает", - заключил Ибраев.

Ночной дозор

Однако Qoldau, который продолжили применять в растениеводстве, вызывает множество вопросов у аграриев.

Во-первых, для пользования платформой каждому предприятию нужно заплатить 11 МРП, или 32 087 тенге (по состоянию на 2021 год). В этом году в базе отмечено 31 819 хозяйств, то есть речь может идти о доходе в размере свыше 1 млрд тенге.

По словам главы Союза полеводов Казахстана Виктора Асланова, недовольство фермеров вызывает также процесс подачи заявок.

"В Qoldau не до конца автоматизирован процесс. Каждый потенциальный получатель субсидий подает заявку, но подать ее он может только после того, как деньги поступят в систему. Заранее этого сделать нельзя", - сказал Асланов в беседе со Sputnik Казахстан.

"Сам процесс раздачи денег регулируется человеком - рядовым специалистом управления сельского хозяйства, у которого есть доступ к платформе. И он, когда ему заблагорассудится, открывает доступ, после чего начинается раздача субсидий. Он может открыть его в 8 утра или в 2 ночи, этот момент вообще не регламентирован", - добавил глава союза.

Асланов предположил, что некоторых заявителей заранее предупреждают о том, что заявки начнут принимать в определенное время. Кроме того, таким "особенным" заявителям могут делать поблажки, разрешая заранее загрузить в систему свои документы.

"Есть видео, снятое в два часа ночи, на котором выделенные 4 млрд тенге разбирают буквально за пять минут. А ведь каждый заявитель должен загрузить документы, получить одобрение от системы, это все требует времени. Получается, им остается сделать 2-3 шага и стать первыми получателями субсидий", - говорит Асланов.

По его оценке, в результате несовершенства существующей информационной системы казахстанские полеводы получают лишь 70% от положенной им государственной поддержки.

Критика сверху

Разобраться со сферой субсидирования сельского хозяйства неоднократно требовал и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

"За последние пять лет на эти цели выделено более 2 трлн тенге. Что в результате? Бюджетные средства растворяются, единого контроля за их использованием нет. Нет и серьезного экономического эффекта", - сказал Токаев на совещании в четверг.

Ранее в октябре президент коснулся темы субсидий, рассуждая о повышении цен на продукты питания в мире и в частности в Казахстане. Токаев напомнил, что республика импортирует значительную часть своего продовольствия, хотя по объему субсидий сельское хозяйство бьет все рекорды.

"Другие страны не знают, что такое субсидии, во всяком случае в таком объеме. Где-то мы разбаловали людей, где-то упустили из виду факты коррупции. Этой проблемой нам нужно очень серьезно заниматься", - заключил Токаев.