НУР-СУЛТАН, 6 окт — Sputnik. Казахстан этой осенью столкнулся с дефицитом дизельного топлива, и теперь республика вынуждена обратиться за помощью к России и закупить у соседа дорогостоящее в силу мировых цен горючее.
Когда солярка придет в Казахстан, сколько она будет стоить в условиях дефицита и почему нефтедобывающая республика в этом году смогла произвести рекордное количество дизтоплива, но не смогла удержать его внутри страны - в материале Sputnik Казахстан.
Позиция властей
На минувшей неделе министерство энергетики Казахстана провело пресс-конференцию, посвященную дефициту дизельного топлива в стране.
По данным Минэнерго, в этом году республика побила рекорд по производству дизельного топлива. За неполный год в стране произвели максимальное количество горючего за всю свою историю – 4,895 млн тонны. Для сравнения, в "карантинном" 2020 году было произведено 4,5 млн тонн дизтоплива, в "доковидном" 2019 году – 4,810 млн тонн, а в 2015 году и вовсе - 3,8 млн тонн.
Вместе с этим в Казахстане увеличилось и потребление: в этом году в пиковый сезон (с мая по сентябрь) в республике израсходовали 2,436 млн тонн дизтоплива. В 2019 году потребление составляло 2,189 млн тонн.
То есть в текущем году уже произведено почти в два раза больше, чем страна потребит. Таким образом, судя по цифрам, Казахстан мог бы с лихвой покрывать внутреннюю потребность в солярке, однако вместо этого местные водители сталкиваются с дефицитом дизтоплива.
Как рассказал вице-министр энергетики республики Асет Магауов, причина сложившейся ситуации кроется в слишком привлекательных ценах на казахстанское дизтопливо.
Если казахстанскому водителю литр солярки обходился в 207 тенге, то в соседнем Кыргызстане, Узбекистане и России за литр горючего придется выложить 261, 277 и 296 тенге соответственно.
"Данная разница в ценах способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде и выезде из Казахстана. В результате мы видим резкий рост потребления в Казахстане именно в приграничных областях. Если бы мы закрыли границы Казахстана, то на 100% смогли бы обеспечить внутреннюю потребность. Но через нас проходит транзитный транспорт", - сказал Асет Магауов.
Чем больше становился разрыв в ценах на солярку между Казахстаном и Россией, тем большим было потребление казахстанского дизтоплива, добавил вице-министр.
Рынок как "дырявое ведро"
По мнению казахстанского эксперта Олжаса Байдильдинова, причиной сложившейся ситуации также стал нелегальный вывоз горючего в соседние страны. Напомним, что вывозить дизтопливо из Казахстана сейчас запрещено. Действие запрета истекает в конце октября, однако Минэнерго планирует продлить его еще на полгода. Сейчас вывозить солярку можно лишь в заводских бензобаках, а также в отдельных емкостях объемом не более 20 литров.
"Наш внутренний рынок сейчас как "дырявое ведро". Сколько бы ни производили - его будут вывозить. Сейчас нам не хватает дизтоплива по причине его массового и не совсем легального вывоза за границу. По итогам 2017 года мы производили 4 млн тонн дизеля, по итогам 2021 планируется 4,9 млн тонны. То есть за четыре года рост производства на 20-25%. Но у нас не выросло настолько внутреннее потребление", - рассказал Олжас Байдильдинов в беседе со Sputnik Казахстан.
По его мнению, ситуация с дизтопливом будет повторяться вновь и вновь, пока стоимость казахстанского горючего не сравняется с ценами в соседних странах.
С ним согласен и аналитик нефтегазового рынка Казахстана Сергей Смирнов.
"Единственное объяснение происходящему – утечка контрабандой за рубеж. Я думаю, что из страны идут большие объемы, несмотря на действующий запрет. Для того, чтобы нам хватало топлива, надо просто прекратить нелегальный вывоз", - поделился эксперт.
Однако аналитик не согласен с позицией Минэнерго, что причиной проблемы стали транзитные грузовики.
"Извините меня, но это, на мой взгляд, обычная отговорка. Там постоянно ссылаются на то, что к нам приезжают из-за рубежа, вывозят топливо… Но сколько там можно вывезти? Грузовики всегда заправляются в той стране, через которую проезжают – это нормальное явление, большой запас топлива они с собой не возят", - заявил Сергей Смирнов.
На ситуацию, по его мнению, не могла повлиять и уборка урожая: прогнозируется, что урожай нынешнего года будет ниже прошлогоднего показателя на 20%, что связано с засухой в ряде регионов Казахстана.
"Учитывая, что у нас много повыгорало, засуха... Соответственно, убирать надо меньше, расходов дизтоплива в сельском хозяйстве тоже идет меньше", - отмечает Сергей Смирнов.
"Сначала нам говорили, что наши заводы устаревшие, модернизация не проводилась, поэтому топлива не хватает и завозим из России. Потом, после долгих мучений, все три завода модернизировали. Власти заявляли, что мы должны быть обеспечены топливом в избытке, однако по факту видим, что этого не происходит", - заключил аналитик.
Из России - с соляркой
Для решения проблемы Казахстан планирует закупить недостающее дизтопливо у России.
"К сожалению, из-за того, что потребление выросло, остатки сейчас находятся на уровне 210 тыс. тонн, это примерно 11-12 дней потребления. Порядка 100 тыс. тонн дизтоплива необходимо импортировать из России", - сказал Асет Магауов в конце сентября.
"Уже провели переговоры с коллегами из Минэнерго РФ, на прошлой неделе у нас прошла встреча в Москве. Достигнута договоренность по обеспечению поставок дизтоплива в Казахстан", - добавил он.
По словам замглавы Минэнерго, сейчас коммерческие компании ведут переговоры о закупке горючего.
"Ожидание ориентировочное, что если контракты будут подписаны, то в первой половине октября, в районе 10-15 чисел месяца, возможно, из России зайдет данный объем, и все-таки снизится этот дефицит", - добавил председатель Казахстанской топливной ассоциации Болат Ауетаев.
Казахстан импортирует из России дизтопливо из-за возникшего дефицита
Что будет с ценами на дизтопливо
По словам Болата Ауетаева, закупленное из России дизтопливо будет стоить значительно дороже казахстанского.
"Учитывая, что цены в России формируются на основе мировых котировок, которые сегодня находятся на пике, ориентировочные цены российского летнего дизтоплива на казахстанских АЗС составят примерно 280 тенге за литр, зимнего - 330-350 тенге", - сказал он в беседе со Sputnik Казахстан.
Сергей Смирнов уверен в том, что казахстанским водителям стоит приготовиться к удорожанию и казахстанской солярки в будущем.
"У нас традиция такая: возникает дефицит, и он решается только одним способом – не увеличением производства, а повышением цен. Все годы независимости одна и та же картина", - сетует он.
Из-за дефицита дизтоплива автобусы не выходят на маршруты в Петропавловске
Доходы от продаж – на социалку
По словам вице-министра энергетики, Казахстан не может устанавливать "чрезмерно низкие" цены, так как живет по законам рынка.
"У нас открытые границы. Устанавливая заниженные цены на нефтепродукты, мотивируя тем, что Казахстан добывает и перерабатывает нефть у себя, мы таким образом серьезно обрубаем налогооблагаемую базу Казахстана. Выгоду от этого будут иметь не конкретно казахстанцы или казахстанские компании, выгоду будут также иметь и наши соседние страны", - сказал Асет Магауов.
По его мнению, продавая горючее по низкой цене, Казахстан "тратит народное достояние". В качестве решения он предложил установить "адекватные" рынку цены, а затем направлять деньги на социальную сферу, например, на помощь социально уязвимым слоям населения.
ПНХЗ внес коррективы в план ремонта для пополнения запасов дизтоплива