Депутат о стрельбе в Алматы: многие из должников нередко идут на крайние меры

Андрей Линник перечислил причины, которые могли привести к трагическому происшествию
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 22 сен — Sputnik. Депутат мажилиса парламента Казахстана Андрей Линник потребовал расследовать обстоятельства стрельбы в Алматы, жертвами которой стали пять человек.

"Призываем правоохранительные органы провести тщательное расследование и выявить все обстоятельства этого расстрела (…). В то же время ряд обстоятельств этой драмы требует отдельного изучения не только со стороны полиции, но и со стороны финансовых регуляторов", - сказал Линник на заседании мажилиса.

Он отметил, что причиной трагедии стал спор несостоятельного должника с банком за единственное жилье.

"По информации из открытых источников, при долге в 121 миллион тенге банк изъял у должника нежилое помещение с земельным участком оценочной стоимостью в 184 миллиона тенге, которое при изъятии банк переоценил в 96 миллионов тенге. То есть в два раза меньше!" - возмутился мажилисмен.

Он отметил, что в дополнение к этому банк решил изъять жилой дом должника.

"Между тем с подобным однобоким толкованием сталкиваются тысячи граждан, рискнувших заняться предпринимательством или просто бравших кредиты. Многие из должников нередко тоже идут на крайние меры, вплоть до суицида, но в данном случае должник повернул оружие против других людей", - продолжил Линник.

По его словам, это происшествие вновь обращает внимание на огромную закредитованность населения, провоцируемую "в том числе высокой базовой ставкой Нацбанка, несправедливость судебных решений по подобным спорам и возможный сговор судебных исполнителей и банковских работников".

"Поехал помочь": о погибшем участковом при стрельбе в Алматы рассказал его коллега

Парламентарий напомнил, что с 2014 года фракция "Ак жол" более десятка раз предлагала разработать закон "О банкротстве физических лиц".

"В законе необходимо гарантировать жизненные права разорившихся граждан, дать возможность им иметь крышу над головой, питаться и растить детей. Не обрекать на голод и нищету, даже если они не рассчитали свои силы в кризис и поддались на рекламу кредитов", - сказал мажилисмен.

По мнению Линника, жертвы алматинской стрельбы – прямой результат "безразличного отношения к положению тысяч малых предпринимателей и простых должников".

"Действия банка можно понять, поскольку его задача – делать деньги. Однако считаем, что при изъятии залогового имущества несостоятельного должника отклонение от оценочной стоимости не должно превышать 10-15%, так как при оформлении в залог такое имущество изначально занижается к сумме кредита на 30-40%", - сказал Линник.

В этой связи он предложил ограничить возможность банков занижать стоимость имущества, которое изымают у должников.

Кроме того, он потребовал снизить ставки по кредитам, чтобы прекратить искусственное раздувание суммы кредита. Для этого нужно пересмотреть политику Нацбанка в отношении базовой ставки, которая сегодня "в любом случае не сдерживает инфляцию, но служит поводом для неадекватно высоких ставок банков", считает Линник.

В завершение депутат потребовал исключить любую возможность для сговора должностных лиц банков и судоисполнителей при реализации заложенного имущества.

Стрельба и гибель 5 человек в Алматы: суд раскрыл подробности дела о выселении

Стрельба в Алматы

Вечером в понедельник, 20 сентября, в Алматы произошла стрельба. Несколько полицейских, частный судоисполнитель и новый владелец дома приехали исполнить решение суда о выселении должника.

Дом, принадлежавший семье стрелявшего, ранее был продан за долги перед банком. Жилище продали третьему лицу через судоисполнителя. Прежний владелец не согласился с решением суда и не захотел выселяться. Суд встал на сторону нового хозяина. При попытке пришедших проникнуть в дом экс-владелец открыл стрельбу.

Погибли пять человек: двое полицейских, один частный судебный исполнитель, а также двое гражданских – новый владелец дома и его друг. Подозреваемый мужчина 1967 года рождения задержан, ему грозит до 20 лет тюрьмы.