Почему цены на продукты продолжают расти в Казахстане, рассказали производители

Проекты для контроля розницы дублируют друг друга, ведут к удорожанию продуктов питания минимум на 15–25%
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 10 авг — Sputnik. Почему правительство не может остановить рост цен, как госорганы уничтожают малый и средний бизнес и почему введение акцизов ударит по производству, рассказали участники Альянса в сфере пищевой индустрии, агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса и торговли.

Они выступили с поддержкой республиканского флешмоба "Белые шары" против роста цен на продукты, против введения маркировки товаров и акциза на сахаросодержащие напитки и других инициатив правительства.

Акция "Белые шары" стартовала 30 июля и уже охватила более трех тысяч "магазинов у дома" из семи регионов.

Маркировка товаров

На пресс-конференции, посвящённой экономическим проблемам, спикеры рассказали, что более трех тысяч магазинов мелкой розницы, где работают около 170 тысяч человек, выражают свое несогласие с системой введения обязательной маркировки продуктов питания.

Когда в Казахстане введут обязательную маркировку обуви

"Комитет государственных доходов и министерство торговли под флагом борьбы с теневой экономикой запустили нескончаемую череду экспериментов над бизнесом. К примеру, за последние три года можно отметить такие проекты, как: электронные счета-фактуры, виртуальный склад, сопроводительные накладные на товары, и, наконец, маркировка каждой единицы товара", - говорит президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева.

По ее словам, все перечисленные проекты для контроля розницы дублируют друг друга, ведут к удорожанию продуктов питания минимум на 15–25%.

"Негативные последствия этих новшеств не переживут тысячи мини-маркетов и магазинчиков, а это более чем 150 тысяч рабочих мест", - подчеркнула она.

Обязательные платежи за маркировку – это, по сути, налог, который должен идти в бюджет, только почему-то он оплачивается в частную компанию, отметил президент Ассоциации "Масложировой союз Казахстана" Константин Невзоров.

В Казахстане предложили ставить специальные метки на "вредные" продукты

Введение акцизов

Представители Альянса также считают, что неспособность правительства остановить рост цен связана с невыполнением профильными госорганами прямых поручений и установок главы государства. К примеру, воздержаться от затратных решений, к которым относится маркировка, пересмотреть подходы к утильсбору, снизить административную и фискальную нагрузку на бизнес, в том числе отменить намерение Минздрава ввести акциз на сахаросодержащие напитки и другое. Ведомство предлагает введение 20%-ного акциза к 2023 году.

Президент ассоциации производителей безалкогольных напитков соков Алия Мамытбаева говорит, что в качестве обоснования проекта преподносится только исследование Северного банка, в котором утверждается, что в Казахстане наблюдается высокое потребление сахаросодержащих напитков.

"Это не соответствует действительности. Если смотреть на цифры, то это 49 литров на душу населения. В Германии это 300 литров, в США - 287. Там акциз вводился именно с целью оздоровления", - отметила она.

Миллионы подделок: что мешает победе ЕАЭС над контрафактом?

Также, по словам Мамытбаевой, не учитывается большой международный опыт, который говорит о том, что эффект от введения акциза на отдельную категорию продуктов незначительный. При этом влияние на индустрию оказывается серьезное.

"Это выражается в том, что произойдет сокращение числа занятых, банкротство мелких и средних предприятий. Сейчас предлагается введение 20%-ного акциза в 2023 году, повысят до 45%. Мы ожидаем снижение производства от 26% до 80%. Сахаросодержащие напитки составляют лишь 2% калорийного рациона. Непонятно, почему Минздрав не занимается остальными 98%", - недоумевает Мамытбекова.

К примеру, В России, прежде чем ввести такой налог, провели три серьезных исследования, и пришли к заключению, что акциз неуместен. В Новой Зеландии провели 40 лицензированных исследований.

"(В Казахстане) акцизы вводятся Минздравом кулуарно, без проведения анализа регуляторного воздействия, учета мнения экспертов и участников отрасли. Не ответили ни на одно письмо производителя, практически нет обратной связи. Вместо Минздрава почему-то отвечает представитель антитабачной коалиции. Необоснованные акцизы, экономически убыточная маркировка – это инициативы, ведущие к уничтожению бизнеса", - считает Мамытбаева.

Утильсбор

Спикеры говорят, что также президент поручил пересмотреть и внести предложения по утильсбору, в том числе по седельным тягачам.

"В Мининдустрии создана рабочая группа, но она так и не начала своей работы, а бизнес и население продолжает платить утильсбор - до 13 миллионов за комбайн, до 12 миллионов за трактор", - сказал генеральный директор Мясного союза Казахстана Максут Бектибаев.

В течение двух дней участники Альянса подготовят письмо на имя президента и главы правительства с требованиями отменить проекты, которые, по их мнению, уничтожают бизнес и приводят к удорожанию продуктов.

Почему в Казахстане дорожают овощи и фрукты

Участники Альянса в сфере пищевой индустрии, агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса и торговли поддерживают флешмоб "Белые шары" с лозунгами: "#НЕТ МАРКИРОВКЕ!", "#НЕТ РОСТУ ЦЕН!", "#НЕТ АКЦИЗАМ!", "#НЕТ УТИЛЬСБОРУ!" и призывают присоединиться к акции всех предпринимателей.