Ошибочка вышла, или Как судмедэксперты влияют на судьбы людей

Наши читатели уже знакомы с известным павлодарским сыщиком Николаем Петровичем Бураном, при жизни ставшим легендой уголовного розыска Казахстана. Это рассказ об одном из рядовых его расследований
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Позвонили в УВД около семи утра, когда дежурный старшина клевал носом после бессонной ночи. Мужской голос был спокойным, но все же вывел служивого из дремоты.

- Это врач "скорой". Мы на вызов приехали, а тут уже - труп. Может, по вашей части… Хотя видимых травм, вроде, нет. Но я же - не судмедэксперт. Так что, пишите адрес…

Опергруппа во главе с начальником отдела угрозыска УВД Павлодарской области полковником Николаем Бураном нашла в квартире троих - пожилую семейную пару и их двадцатипятилетнего отпрыска. Если не считать четвертого - друга сына, его ровесника, недвижно лежавшего на застеленном диване.

Оказалось, погибший только три дня назад освободился из колонии и заехал сюда в гости. Как поведали дальше хозяева, сын сходил с ним в магазин, прикупил гостю кое-что из одежды. Вечером покупки, как водится, обмыли и легли спать. А утром, когда стали будить гостя на автобус, он не поднялся…

- А, может, вы ему помогли на тот свет отправиться? - поинтересовался Буран.

- Да что вы - с ума сошли! Вот врач со скорой тоже так спросил, - разволновалась хозяйка квартиры. - Никто его пальцем не тронул, и ссоры даже никакой не было. И когда спать ложился, был живой-здоровехонький.

Как неуловимую банду "ангелочков" в Павлодаре вычислили по крошкам

Оперативники осмотрели труп - действительно, на первый взгляд никаких повреждений - ни ссадин, ни синяков, ни тем более кровоподтеков. Тело отправили на судмедэкспертизу. На следующий день уже были готовы ее результаты. Такие, которые оперативники явно не ожидали.

Патологоанатом констатировал, что смерть - насильственная и наступила в результате кровоизлияния в правое полушарие головного мозга из-за удара тяжелым тупым предметом в затылочную часть головы. Причем, умер парень мгновенно, передвигаться после такой травмы не мог.

Это говорило о том, что убийство произошло в квартире, и совершил его кто-то из членов семьи. Потому что и родители, и сын - в один голос утверждали, что никто к ним в этот день не приходил, а двери были все время закрыты. По подозрению в совершении преступления отца и сына закрыли в изолятор временного содержания. Но на допросах они клялись, что никто из них не виноват в смерти гостя.

Бурана замучили сомнения. За более чем четвертьвековой стаж работы в "уголовке" он привык отличать где ложь, а где - правда. И считал, что в этом случае семья говорит честно. Такого же мнения были и его подчиненные.

Но интуицию к делу не пришьешь, и полковник позвонил своему старому знакомому, начальнику судебно-медицинской экспертизы Александру Мартелю.

- Саша, не мог твой эксперт маху дать, а? Ну никак не вяжется это заключение с показаниями задержанных, да и мы с ребятами считаем, что не врут они…

Но Мартель был настроен категорически:

- Все там правильно, я внимательно изучил заключение. Никакой ошибки быть не может. И чего это вообще тебя к адвокатской деятельности потянуло?

Но Бурана трудно было сломать.

- Давай все-таки еще раз поглядим. Ну, скажем, для очистки совести, - не унимался он.

- Ты ведь все равно не отстанешь. Ладно, подъезжай со своими орлами, растолкую вам, как и что, - нехотя согласился Мартель.

Он принес в свой кабинет историю болезни, стал убеждать оперативников в правильности доводов подчиненного, но потом вдруг засомневался сам.

- Слушай, давай еще посмотрим одежду погибшего, - воспользовался ситуацией начальник угро.

- Давай, - согласился его визави.

Буран с коллегами рванули в морг, забрали там одежду парня на исследование капель крови. Но когда развернули уши у шапки, из нее неожиданно посыпались мелкие осколки стекла.

- Откуда они? - удивились опера и поехали в ИВС, где задали этот вопрос другу погибшего.

- А, это на стадионе было.., - вспомнил тот.

- Что было на стадионе? – уцепились оперативники. И парень рассказал, что, когда гость приехал к нему домой, они выпили, но этого показалось мало. Тогда в магазине друзья затарились еще двумя бутылками портвейна, которые решили распить где-нибудь поблизости. Таким местом оказался ведомственный стадион. Они расположились на скамейке, опорожнили одну бутылку. И только приступили ко второй, как появился какой-то мужик, налетевший на выпивох:

- Алкаши проклятые, загадили все тут! Спасу от вас нет!

Парни, оставив недопитую бутылку, бросились прочь.

Мужик в злости схватил ее и запустил вслед убегавшим. Стеклотара мягко тюкнула по шапке недавно обретшего волю и разбилась. Не почувствовав боли, тот даже не обратил внимания на удар.

Куда исчез мальчик Коля: история о семейной драме и похищенном младенце

После этого друзья, посмеявшись над приключением, поехали в ЦУМ. Там приобрели гостю все необходимое для начала новой жизни, затем, для обмывки покупок, разжились еще одной бутылкой вина и вернулись домой. Вечером распили ее с родителями, виновнику застолья постелили на диване, и все легли спать. А утром гость не проснулся...

- Так чего ж ты раньше молчал про эту бутылку?! - наехал Буран на парня.

- Да, боялся, что накажете за распитие спиртного в общественном месте, - объяснил задержанный. - А вы думаете, друг мой от этой бутылки мог коньки отбросить? Но он не жаловался, что у него голова болит.

- Мы не судмедэксперты, - ответил Буран и подумал, что те как раз утверждают, что после полученной травмы пострадавший двигаться не мог. Как же тогда он еще несколько часов ходил, ездил, общался, выпивал? Все опять упиралось в заключение судмедэкспертизы.

Но сначала надо было проверить слова задержанного - он ведь мог и придумать этот случай с бутылкой для ухода от ответственности. Хотя откуда тогда в шапке взялось стекло?

Но сомнения оперативников в правдивости рассказа парня рассеялись сразу, как только они отыскали директора стадиона. На вопрос, не видел ли он или его работники двух распивавших вино парней, директор признался:

- Так это я шуганул этих алкашей. Достали они нас - сколько ни убирай на трибунах - все равно замусорят и загадят, сволочи!

Он подтвердил, что и бутылкой вина в них запустил. А попал или нет - не видел.

Оформив его показания, оперативники опять приехали к Мартелю. Тот вызвал молодого специалиста и попросил в их присутствии опросить парня и директора стадиона. Что и было сделано.

Ружье в сумке, или Как застреленные собаки помогли раскрыть убийство человека

После этого судмедэксперты вынуждены были провести дополнительное исследование. Сопоставив все выявленные факты, они признали свое заключение ошибочным.

Установили, что после удара бутылкой, на затылке пострадавшего образовалась внутричерепная гематома, которая не болела и никак не давала о себе знать. А ночью, когда парень, видимо, лег на нее, она под давлением прорвалась, и произошло кровоизлияние в правое полушарие головного мозга.

Отца с сыном немедленно освободили из-под ареста, все обвинения их в тяжком преступлении сняли.

В отношении директора стадиона было возбуждено уголовное дело по факту неосторожного нанесения телесных повреждений, повлекших смерть человека. По приговору суда он получил условное наказание.

Такая вот ошибочка вышла у судмедэкспертов. Хорошо, что опера помогли ее исправить. А то сидеть бы ни за что отцу с сыном…