АЛМАТЫ, 29 июн — Sputnik. В преддверии 70-летнего юбилея прославленного певца Алибека Днишева корреспондент Sputnik Казахстан поговорила с ним и узнала, действительно ли опера – искусство для избранных, нужны ли театралам ритуалы перед выступлениями и где.
- Алибек Мусаевич, в некоторых источниках указывается, что вы родились 30 июля, а в некоторых - седьмого. Расскажите, пожалуйста, почему так вышло?
- Потому что источники черпают свои сведения неизвестно откуда. Я родился 30 июля, в воскресенье. Мне мама рассказывала, что была гроза, был теплый алматинский день.
- У вас есть любимые оперные партии? Соответствует ли ваш характер тем персонажам, которых вы исполняете?
- Абсолютно соответствует. Потому что я никогда не пел то, что мне не нравилось петь. Любимые образы – естественно, Владимир Ленский (опера Чайковского "Евгений Онегин" по одноименному произведению Пушкина - Sputnik), Альфредо (опера "Травиата" Джузеппе Верде - Sputnik), Владимир Игоревич (опера "Князь Игорь" Александра Бородина). Эти все люди близкие мне по своему духу, потому что я сам такой человек – открытый. Таким был Ленский, тот же Альфредо, с их чувствами, переживаниями, радостями. Мне всегда легко было быть тем, кем я являюсь на самом деле, и таким же быть и на сцене.
- Есть у вас любимые композиторы? А кумиры в оперном пении?
- Чайковский замечательный, Рахманинов. Очень много его романсов у меня в репертуаре. Певцы - Альфредо Краус, замечательный испанский тенор с Канарских островов. Я, когда был на Канарах, искал музей Крауса. Нет нигде. Стоит на берегу его скульптура мятежная, а музея нет. Я зашел там в какой-то музей, спросил у служителя: "А почему у вас нет музея Крауса? Где его найти?". Он говорит: "Так вы находитесь в музее, где родился Краус". Показал мне дверь и говорит: за этой дверью он родился. Его отец был директором музея. Жили они напротив - в музее, так как дома был ремонт". Я был очень счастлив.
- А вы согласны с высказыванием, что опера — искусство для избранных?
- Мне кажется, что опера – самый демократичный вид искусства, так как это синтез симфонической музыки, мировой, театра. Она была не просто так создана. Наверное, чтобы человек смог найти, придя в оперный театр, все, что он ищет в жизни. Опера – это наивысшее творение человечества в музыке. В симфонической и хоровой. Плохая опера и плохое исполнение могут отвратить человека от посещения оперного театра. Когда постоянно слушаешь плохую оперу, кажется, что жанр умирает. А когда ты придешь на спектакль и увидишь большие возможности, понимаешь, что опера жива, живет и будет жить.
- Соблюдаете ли вы какие-то ритуалы перед выступлениями?
- Говорят, что у многих есть какие-то свои странности. Я помню, когда у нас одна певица пела, то за кулисами зачем-то держали зеркало. Но от этого она не пела лучше или хуже. У меня не было ритуалов. Мне это было не нужно. Наверное, человек следует этому только потому, что ему нужно. Он чего-то боится, опасается и из-за этого хочет быть более уверенным. А так, наверное, это не действует.
- Вы выступали в крупнейших залах Европы и в Большом театре в Москве. Скажите, уступают ли им - и если да, то насколько - наши театры и артисты?
- Зрители у нас замечательные, особенно в Алматы. Есть многие города, где тяжело петь. Пока их раскачаешь, эту публику. А есть благодарная публика. В Алматы она очень тонкая и прекрасная. Все это воспитывалось в людях теми людьми, которые пели в нашем театре когда-то, выступали на этой сцене, создавали гордость этого театра, дух, который витает здесь. Мне кажется, что мы ничуть не уступаем каким-то другим исполнителям.
Казахстанка представила страну на оперном конкурсе в Италии
Единственное, хотелось, чтобы у нас было больше общения с исполнителями других театров, другой школы. Мне кажется, что в Алматы мы более обособленные. На запад – далеко, на восток – далеко. На север вообще зачем ехать - там северный полюс. Мне кажется, что в современном искусстве, как раз сейчас, люди имеют большие возможности ездить, петь в других театрах, общаться с другими певцами и музыкантами. Это будет способствовать творческому росту.