НУР-СУЛТАН, 18 июн — Sputnik. Международные эксперты посоветовали Казахстану стать новым центром по производству одежды и отшивать одежду для крупных западных брендов.
Среди преимуществ Казахстана, которые назвали в компании Baker & McKenzie International - членство в ЕАЭС, а, значит, свободный доступ на рынки России, Кыргызстана, Беларуси и Армении. Для того, чтобы заполучить известные западные бренды, стране нужно предпринять ряд шагов, отмечали эксперты. Например, построить новые фабрики с современным оборудованием и предоставить им господдержку. В частности, снизить для заводов тарифы на электроэнергию и освободить их от ряда налогов.
Как считает заместитель гендиректора швейной фабрики "Astana Ютария LTD" Гульнар Игембаева, надпись Made in Kazakhstan вполне могла бы когда-нибудь красоваться на этикетках одежды известных западных брендов. Однако для этого нужна поддержка государства.
"Конечно, такое возможно, если будут меры государственной поддержки. На сегодняшний день мер господдержки недостаточно, поэтому каждый казахстанский производитель "выплывает" из сложной ситуации самостоятельно, сам ищет себе работу", - рассказала она в ходе пресс-тура в специальную экономическую зону (СЭЗ).
Одежда, еда и вакцины от COVID: на чем еще Казахстан может делать деньги
К слову, компания, которую представляет Игембаева, является участником СЭЗ "Астана – новый город", что избавляет предприятие от уплаты ряда налогов, а также позволяет напрямую сотрудничать с участниками СЭЗ в других государствах. Фабрика открылась в декабре 2015 года при участии частного капитала и поддержке государственного льготного кредитования. За эти годы на заводе выпустили миллионы штук спецодежды, униформы, постельного белья и прочих изделий. Предприятие занимает землю общей площадью в семь гектаров, два из которых занимают производственные помещения.
Другая проблема, с которой сталкиваются казахстанские швейные фабрики – необходимость закупать импортное сырье (ткани, фурнитуру, нитки, утеплители), которая влияет на конечную цену для потребителя.
"У нас есть свое текстильное производство, кластер легкой промышленности развит на юге Казахстана. Однако этого мало. Производителей сырья можно по пальцам пересчитать, в то время как в швейном производстве заняты более тысячи предприятий. Нам приходится импортировать сырье, поэтому на готовую продукцию складывается высокая цена: сырье составляет 60-70% от себестоимости готовой продукции", - поделилась Игембаева.
Портрет Димаша на жаккардовом панно создали в Нур-Султане – фотофакт
По ее словам, наладить производство сырья сложнее, чем швейное производство, хотя бы из-за необходимости покупать дорогостоящее оборудование.
"У нас развито скотоводство, мы могли бы производить шерстяные, полушерстяные ткани, однако это не поставлено в русло. Также химическая промышленность у нас развита, мы можем производить синтетические ткани, которые используют в качестве подклада, курточных водонепроницаемых материалов", - продолжила заместитель гендиректора.
Компания, в которой работает Игембаева, старается импортировать сырье из стран Евразийского экономического союза – России, Беларуси, Кыргызстана, Армении. "При отсутствии сырья из этих стран мы уже импортируем из, например, Турции и Китая", - заключила она.