НУР-СУЛТАН, 10 июн — Sputnik. Квадратное поле для взлета и посадки самолетов, саманный вокзал и небольшой домик для пилотов – таким был первый аэропорт Акмолинска. Построили его в трех километрах от города, в степи. Сегодня это район Кабанбая - Сарайшык, где от старой воздушной гавани нет и следа.
В этом году столичный аэропорт отмечает 90-летие. Официальной датой рождения предприятия считают 1 декабря 1931 года, когда началось регулярное воздушное сообщение между Семипалатинском и Акмолинском. Но в соцсетях спорят – есть сведения, что первый аэроплан акмолинцы увидели еще в 30-м году.
Корреспондент Sputnik Казахстан отправился в городской архив, поговорил с руководителем научно-исследовательского отдела и краеведом, чтобы разгадать тайну воздушных ворот столицы.
Пожертвования на строительство самолета
В 20-х годах в Акмолинске появилась комиссия помощи воздушному флоту. Она собирала пожертвования, отчисления и сборы на строительство самолета для Акмолинска, рассказала Sputnik Казахстан руководитель научно-исследовательского отдела государственного архива Нур-Султана Газиза Исахан.
"В обращении говорилось, что самолет, "бороздя небо между Петропавловском и Акмолинском, даст возможность иметь ту живую связь, без которой чрезвычайно трудно и тяжело, принесет в этот отдаленный угол культуру, свет, знание и радостную весть от родных и знакомых, живущих в других районах республики", - сказала Исахан.
Андрей Дубицкий в книге "Город на Ишиме" пишет, что аэропорт в Акмолинске построили в 1934 году, но свою историю воздушная гавань берет с 1930 года.
Сохранить историю: архитекторы предлагают сберечь старый терминал аэропорта Алматы
Именно 1930-й как год начала строительства аэропорта указывает и акмолинец Алексей Самусенко, чьи воспоминания хранятся в государственном архиве Нур-Султана. Аэропорт представлял собой поле в виде квадрата для взлета и посадки самолетов, саманный вокзал с восемью комнатами и домик для пилотов из двух комнат. Было небольшое подвальное бензохранилище (бензин хранили в бочках), саманная маслогрейка с двумя полуцилиндрическими котлами (типа национальных казахских), для подогрева масла и воды в холодное время года.
"В весенний период, во время половодий, аэродром на продолжительное время выходил из эксплуатации. Средством сообщения между городом и аэродромом была телефонная связь, паром, пешеходная тропа. Самусенко писал, что в первые годы развития гражданской авиации грузооборот был незначителен, и движение носило эпизодический характер", - добавила Газиза Исахан.
Для сообщения областных центров с районными по указанию КазЦика Атбасарскому горсовету дали предписание – "не позднее 1 сентября 1931 года полностью закончить строительство аэродрома", вспоминал Самусенко в "Истории развития Целиноградского авиапредприятия Гражданской авиации".
По данным государственного архива города, землю для аэродрома выделили 12 сентября 1931 года. Местной ферме до окончательного разрешения вопроса с отводом участка предложили прекратить пахоту, полагалась компенсация земли.
Расписание аэропорта: вылет в среду с восходом солнца
В Международном аэропорту Нурсултан Назарбаев официальной датой рождения предприятия считают 1 декабря 1931 года, когда началось регулярное воздушное сообщение между Семипалатинском (ныне Семей) и Акмолинском (ныне Нур-Султан).
Однако девяностолетие аэропорта было в прошлом году, а не в этом, заявил в беседе со Sputnik Казахстан краевед Дмитрий Глухих.
"Декабрь 1931 года – это начало первых регулярных рейсов. Еще наш краевед Андрей Федорович Дубицкий вспоминал, что в июне 1930 года акмолинцы увидели первый аэроплан, который описал несколько кругов над городом и приземлился в степи, на Восточном выгоне. Тогда это были разовые рейсы. Неподалеку были ветряные мельницы. В это время начали готовить летное поле в трех километрах от Акмолинска. Сегодня это примерно Кабанбая - Сарайшык", - рассказал Дмитрий Глухих.
На месте старого терминала в аэропорту Алматы появится музей авиации Казахстана
В 1931-м году поле было земляное, к тому времени наладили телеграфную связь, продолжил Глухих.
"Через Ишим был паром для пассажиров, поскольку не было мостов на тот момент. Местные вспоминали, что время вылета в расписании указывалось: "В понедельник утром" или "В среду с восходом солнца", - добавил он.
Акмолинским летчикам подружиться со степями и буранами было нелегко, писал журналист "Казахстанской правды" Игорь Прохоров. Первые авиаторы носили толстые чулки, вызывавшие смех на местном базаре, и английские походные ботинки, толстые, как утюги, вспоминал спустя годы акмолинец Сергей Марков.
Первые самолеты
Сначала пассажиров и почтовые грузы перевозили на самолетах К-4, К-5, ПР-5, П-5, ПО-2.
В 1934 году начались полеты по трассе: Алма-Ата - Бертрас - Караганда - Акмолинск - Атбасар - Кустанай - Свердловск; Караганда - Петропавловск - Кургальджино - Акмолинск -Жана-Арка - Пресновка, а в 1946-м – прибыло первое звено самолетов ПО-2.
А в 1947-1948 годах аэропорт оснащается современным оборудованием, выстраивается домик для радиостанции, гараж для автомобилей, штат аэропорта возрос до около 50 человек. Прилетают первые тяжелые самолеты – ЛИ-2.
В 1951 году впервые приземлился самолет ИЛ-12, а позже – ИЛ-14. В 1954 году образовалась местная авиаэскадрилья, появились самолеты ЯК-12, АН-2.
"Аварий в городе, слава богу, не было. Была единственная в 1931 году. Разбился самолет К-4, который следовал из Алма-Аты в Акмолинск. Это был спецрейс. Летел начальник отдела по спецпереселениям полпредства ОГПУ по Казахстану Дмитрий Литвин, очень известный в то время пилот Теодор Суонио и бортмеханик Николай Зорин. Они погибли", - рассказал краевед Дмитрий Глухих.
Тысяча камер и сотрудники-невидимки - как в аэропорту Алматы наблюдают за пассажирами
В 1963 году в новом аэропорту в 18 километрах от города приняли первый самолет ИЛ-18.
"Спустя три года старое здание передали ДОСААФ (добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Там парашютисты занимались, прыгали на самолетах АН-2, там планеры были. Рейсы осуществлялись уже с нового аэропорта, там с 1963 года была бетонная взлетно-посадочная полоса, уже не земляная. Та, которая сейчас, она удлиненная, ее реконструировали в 1998 году", - рассказал Дмитрий Глухих.
…
"Дети и взрослые, конные и пешие ринулись на окраину… Окруженный толпой, молоденький пилот в шлеме, очках, длинных по локоть кожаных перчатках и косматых меховых сапогах-унтах, польщенный всеобщим вниманием, улыбался, отвечал на бесчисленные вопросы любопытных. Больше всех были поражены прилетом "железной птицы" старики…. (Андрей Дубицкий, "Город на Ишиме").
Взмывают в небо самолеты, доставляя пассажиров домой и в новые города. Сегодня международный аэропорт Нурсултан Назарбаев принимает воздушные суда всех типов без ограничения взлетной массы.
На месте старого здания аэропорта – сплошная столичная застройка, и уже ничего не напоминает о круживших тут советских самолетах…