НУР-СУЛТАН, 1 апр — Sputnik. В Казахстане цены на социально значимые продукты выросли на 11% за год. Об этом Sputnik Казахстан сообщили в министерстве торговли и интеграции.
"В годовом выражении рост цен на социально значимые продовольственные товары составил 11%. По 15 из 19 наименований наблюдается рост цен. Больше всего подорожали масло подсолнечное - на 47,2%, яйца - на 35,6%, сахар - на 31,9%, крупа гречневая - на 23,1%. Вместе с те, наблюдается снижение цен на капусту - на 23,7%, рис - на 7,7% и лук - на 4,1%", - говорится в ответе на официальный запрос Sputnik Казахстан.
Как в Казахстане собираются сдерживать цены на продукты - Минторговли
При этом с начала года и по состоянию на 25 марта цены на социально значимые продовольственные товары выросли на 3%.
Больше всего подорожали яйца (+11,9%), подсолнечное масло (+7,9%), картофель (+7,5%), морковь (+7,3%), лук (+5,3%), и сахар (+4,4%). По 16 из 19 социально значимых продовольственных товаров наблюдается тенденция роста. Упали цены только на рис - на 3,5%, макароны - на 0,5% и капусту - на 0,1%.
"Основными причинами роста цен на яйца являются сокращение производства яиц в 2020 году вследствие падежа в 2020 году из-за птичьего гриппа на 8,4%, а также удорожание кормов на 54,4%. Рост мировых цен на 53,8% и увеличение экспорта на 33,8% привели к росту цен на подсолнечное масло", - рассказали в Минторговли.
Причиной роста цен на овощи стал сезонный фактор: увеличение затрат на хранение и сокращение запасов.
Доля импорта в потреблении сахара составляет 79%. По данным министерства, товар в основном импортируется из России, где цены на сахар в прошлом году выросли на 72%.
В Алматы установлена предельная цена на куриные яйца
Стоит отметить, что в соответствии с правилами внутренней торговли цены на остальные виды товаров определяют сами предприниматели. Минторговли контролируют цены на социально значимые продовольственные товары. Для того, чтобы не допускать роста цен на эту группу товаров, ведомство проводит их мониторинг.
Как собираются сдерживать цены
Для недопущения дальнейшего роста цен Минторговли совместно с министерством сельского хозяйства и Агентством по защите и развитию конкуренции разработали Дорожную карту по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары, которая состоит из 45 мероприятий.
"Мероприятия направлены на эффективное использование действующих инструментов, предоставление поддержки бизнесу и не предусматривают введения дополнительного регулирования в отношении субъектов внутренней торговли. Карта предусматривает введение предельных цен практически во всех регионах. Соответствующие нормативно-правовые акты разработали акиматы, они размещены в открытых источниках", - отметили в профильном ведомстве.
Так, документ предполагает выделение порядка 8 миллиардов тенге (18,8 миллиона долларов) из местных бюджетов на льготные займы субъектам торговли с обязательством последних по сдерживанию цен (оборотная схема).
"Введен запрет на вывоз маточного поголовья крупного рогатого скота и мелкого рогатого скота. Заключено 12 658 меморандумов о стабилизации цен на социально значимые товары, из них 1 472 с сельхозтоваропроизводителями и 11 186 с торговыми объектами", - добавили в министерстве.
Прогноз по росту цен невозможен
Несмотря на принимаемые меры, в Минторговли заявили, что сейчас не могут спрогнозировать, вырастут ли цены на продукты в дальнейшем.
По их данным, на рост цен влияет множество факторов: изменение цен на топливо, повышение тарифов, удорожание кормов, ослабление курса национальной валюты, введение строгих ограничительных мер в отношении реализаторов социально значимых товаров, рост мировых цен, сокращение посевных площадей и другое.
"В этой связи не представляется возможным спрогнозировать рост цен на социально значимые товары до конца текущего года", - говорится в сообщении.
Напомним, в середине марта министр торговли и интеграции Бахыт Султанов заявлял, что в Казахстане с начала года цены выросли на рекордные за последние пять лет 2,8%. Он отметил, что наценка происходит "кумулятивно", в связи с чем наблюдается рост цен по ряду продуктов, когда одновременно производитель и посредник и конечное звено хотят больше заработать.