Смерть двух пациенток из-за транспортировки в городскую больницу признал облздрав СКО

Рука пациента из палаты интенсивной терапии больницы с коронавирусом
Тяжелых больных перевозили на санитарном транспорте марки УАЗ в составе шести пациентов одновременно, без кислородной поддержки
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ПЕТРОПАВЛОВСК, 5 мар — Sputnik. В Северо-Казахстанской области проведен разбор случаев смерти двух пациенток после закрытия районного инфекционного стационара и перевода коронавирусных больных в городские больницы. Представители областного управления здравоохранения утверждают, что главврач районной больницы нарушил правила перевозки пациентов, передает корреспондент Sputnik Казахстан.

"Мама умерла…"

Напомним, в начале февраля стало известно, что в Кызылжарской центральной районной больнице закрылся ковидный стационар, и коронавирусных больных, в том числе тяжелых, перевезли для продолжения лечения в больницы областного центра. После этого экстренного перевода, который был выполнен всего за сутки, скончались две пациентки.

Одна из них – 65-летняя Надежда Притолюк.

"Неделю моя мама с двусторонней пневмонией находилась в Кызылжарской больнице под постоянным наблюдением врачей, получала все необходимое лечение. Она уже шла на поправку. И вдруг неожиданно объявили, что инфекционный стационар закрывают. Всех больных, в том числе и тяжелых пациентов, погрузили в машину и увезли в город. Вы представляете, что в этом состоянии может творить стресс… Мама умерла, не справилась", - рассказал сын погибшей женщины Павел Притолюк.

Кроме того, скончалась еще одна женщина, которая также лечилась в ЦРБ, а после была переведена в городской инфекционный стационар.

Жаркентского фармацевта признали виновным в смерти пациента

Тогда заместитель руководителя управления здравоохранения СКО Кумар Кусемисов пояснил, что закрытие инфекционного стационара на базе ЦРБ было связано со снижением уровня заболеваемости коронавирусной инфекцией и, соответственно, нагрузки на инфекционные стационары. Он же отметил, что пациенток, которые после перевода скончались, в любом случае из-за тяжести состояния должны были перевести в областной инфекционный стационар для оказания дальнейшей помощи.

"Медработниками районных, городских больниц отработан механизм перевода, развертывания и свертывания инфекционных стационаров. В принципе здесь никакого ажиотажа не было. Главврач Кызылжарской районной больницы Александр Кудайбергенов отлично отработал в данном отношении", - отметил тогда представитель облздрава.

Нарушение правил перевозки пациентов

Однако спустя месяц областное управление здравоохранения озвучило прямо противоположное мнение относительно работы главврача ЦРБ.

На пресс-конференции, организованной по инициативе Антикоррупционной службы, проектного офиса "Кызылжар – адалдык аланы" и руководства управления здравоохранения Северо-Казахстанской области, было озвучено, что перевозили пациентов с нарушениями всех правил и требований – по шесть человек в неприспособленных УАЗиках-"таблетках", не оборудованных кислородными аппаратами.

Заместитель руководителя областного управления здравоохранения Нурлан Айманов еще раз отметил, что инфекционный стационар в райцентре Бесколь был закрыт в связи со значительным снижением загруженности стационаров первого уровня в Петропавловске.

"Кызылжарская ЦРБ, находящаяся всего в 12 километрах от Петропавловска, – единственная больница, которая была полностью свернута под инфекционный стационар. Здесь была приостановлена вся иная медпомощь – хирургия, гинекология, акушерство, терапия, педиатрия. Все это, в том числе и диагностическая помощь, было недоступно населению Кызылжарского района. Люди были вынуждены обращаться в городские медучреждения, добираться туда своим ходом", - объяснил Нурлан Айманов, подчеркнув, что "в связи с острой необходимостью незамедлительного восстановления основной деятельности ЦРБ и было принято это решение".

Пациент умер в Новый год в больнице в Атырауской области: случайность или халатность?

Он также отметил, что в работе Кызылжарской ЦРБ, в том числе и как инфекционного стационара, "были выявлены вопиющие дефекты", среди которых отсутствие программы инфекционного контроля, программы гигиены рук, программы сбора и утилизации медицинских отходов, плана обучения медработников, политики применения дезинфицирующих средств.

"Медперсонал не знает концентрации дезраствора, область применения, и каждый использует дезсредства, как хочет. К примеру, в кабинете гинекологии использовали раствор в концентрации в 10 раз выше допустимой", - отметил Айманов.

Представитель облздрава, выразив соболезнования присутствующему на пресс-конференции сыну умершей пациентки, подчеркнул, что "был проведен разбор случаев смерти двух больных".

"Все тяжелые пациенты после появления признаков транспортабельности, согласно регламентирующим документам Минздрава, должны транспортироваться сразу из стационаров второго уровня, коим был стационар Кызылжарской ЦРБ, в лечебные учреждения первого уровня для оказания более квалифицированной специализированной помощи", – прежде всего отметил Айманов.

Он особо подчеркнул, что вопрос транспортабельности больных был решен на уровне Кызылжарской районной больницы, и руководство ЦРБ не поставило облздрав в известность о наличии нетранспортабельных пациентов для коррекции приказа и оставления инфекционных коек для долечивания тяжелых больных.

"Что касается самой транспортировки одной из пациенток в Первую городскую больницу, то необходимо отметить, что по решению администрации Кызылжарской больницы она была проведена с нарушением всех правил транспортировки тяжелых больных с дыхательной недостаточностью. А именно – на санитарном транспорте марки УАЗ в составе шести пациентов одновременно, без кислородной поддержки, в сопровождении фельдшера. А должно было быть так: один пациент в специализированном реанимобиле с кислородом в сопровождении врача-реаниматолога", - подчеркнул Айманов.

С чиновником согласились и присутствовавшие на встрече главврачи других медучреждений, в один голос отмечая, что решение о транспортировке принимает исключительно главврач ЦРБ и ему необходимо было предупредить облздрав и оставить тяжелых больных на месте.

Глава управления здравоохранения области Кабдрахман Сактаганов также дополнил, что из Кызылжарской больницы только за 2020 год уволилось 17 человек. Причем врачи называли такие причины, как "не сошлись характерами".

Полиция возбудила уголовное дело после смерти пациентки в Нур-Султане

"Или смерть пяти младенцев. Когда я туда приехал разбираться: три гинеколога, и никакой солидарности в работе и алгоритмов нет. То есть проблема материнства и детства стоит на очень низком уровне. Естественно, этим должен заниматься главный врач. Поэтому, когда в социальных сетях пишут, что есть противостояние между управлением здравоохранения и главврачом Кызылжарской районной больницы Александром Кудайбергеновым, то это не так. Нет никакого противостояния. Конечно, чтобы снять с себя ответственность, обезопасить, легче всего занять позицию пострадавшего, загнанного. Надо работать, а не с адвокатами в облздрав приходить. Что за гиперзащита?" - задал риторический вопрос главврачу ЦРБ Сактаганов.

Что ответили в районной больнице

Главный врач Кызылжарской центральной районной больницы Александр Кудайбергенов, в чей адрес прозвучало столько обвинений, был краток.

"Приказ нами был получен 1 февраля, а 2-го инфекционный стационар должен был быть закрыт. С врачами мы всех пациентов посмотрели, всех, кто подлежал переводу, мы перевели… Что касается двух тяжелых больных, то для транспортировки вызываются врачи анестезиологи-реаниматологи по санитарной авиации и многопрофильной областной больницы, потому что они работают по их линии. И дежурный, который приехал, оценил состояние пациентов как транспортабельное. Поэтому я считаю, что все нами было сделано правильно", - отметил Кудайбергенов.

Между тем сын умершей пациентки Павел Притолюк подчеркнул, что у него претензий к Кызылжарской районной больнице как раз нет.

"Когда мама там лежала, ей оказывалась в достаточном объеме квалифицированная медицинская помощь. Ее из тяжелого состояния именно в районной больнице вытащили. Целые сутки сражались, когда у нее уже и галлюцинации начались, и легочная недостаточность, страшное состояние было. Именно там она пошла на поправку, аппетит появился, желание жить, она стала заниматься ЛФК. Там она лежала одна в палате со всеми удобствами и заботой персонала. А когда попала в другую больницу, в городе, то там она оказалась в палате на шесть человек. Она испытала сильный стресс, вскоре из-за ухудшения состояния была введена в медикаментозную кому", - подчеркнул Павел Притолюк и спросил руководство облздрава, почему стационару не разрешили доработать до излечения последнего пациента, как сейчас поступили в одном из городских медучреждений.

В облздраве СКО прокомментировали спорный случай смерти пенсионерки от пневмонии

"Все действия были направлены на пользу пациента. Если есть угроза состоянию больного, то мы должны пациента забрать на первый уровень. Это не нами придумано, это регламентировано министерством здравоохранения", - ответил глава облздрава Кабдрахман Сактаганов.

А главврач одной из городских поликлиник отметила, что в районной больнице, в отличие от городской, одновременно восстановить плановую штатную работу и содержать инфекционные койки нет возможности, так как отсутствует отдельное здание.

В заключение встречи представители облздрава подчеркнули, что ими пока не получен протокол разбора этапа транспортировки и обоснования транспортабельности пациенток. Так как родственники умершей пациентки обратились в прокуратуру, к изучению всех обстоятельств смертельных случаев должны подключиться комитет контроля медицинской и фармацевтической деятельности, а также Фонд обязательного медицинского страхования.

"Наша оценка будет дана, и меры дисциплинарного воздействия будут приняты", - заключил Кабдрахман Сактаганов.