Принудительная контрацепция? На что имеют право интернаты в отношении женщин-инвалидов

Центры оказания спецсоцуслуг становятся опекунами подопечных, признанных судом недееспособными. Как опекуны они имеют право представлять интересы пациентов и давать согласие вместо больных на оказание медицинской помощи
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 22 фев — Sputnik. В Казахстане вызвала резонанс история с предполагаемым изнасилованием недееспособной девушки в интернате. Скандал разгорелся вокруг центра оказания спецсоцуслуг №2 в Шымкенте.

Кого в стране могут подвергнуть принудительной контрацепции и на что имеют право интернаты в отношении своих подопечных, разбирался Sputnik Казахстан.

В СМИ обратилась жительница Алия Мамутова. Она заявила, что десять лет назад отдала свою 18-летнюю дочь в интернат, так как девушка с первой группой инвалидности страдает психоневрологическим заболеванием, эпилепсией.

Воспитанницы павлодарского Дома юношества заявили, что им угрожают психбольницей
В ноябре 2020 года она в очередной раз навестила свою дочь, чтобы узнать о ее состоянии. Во время встречи дочь пожаловалась матери на боли.

Как рассказала мать пациентки, она случайно узнала, что дочери несколько лет назад поставили внутриматочную спираль. Со слов матери, в интернат девушка попала девственницей.

В управлении занятости и социальной защиты Шымкента сообщили, что пациентка находится под опекой центра оказания специальных социальных услуг №2 с 2010 года.

Минтруда требует уволить директора интерната после скандала с инвалидом

В ходе ежегодного профилактического осмотра 2012 года врач-гинеколог установила, что девушка не девственница, рассказали в управлении.

Мать подозревает, что ее дочь могли неоднократно насиловать в учреждении, а установкой внутриматочной спирали, возможно, пытались скрыть сексуальное насилие в отношении девушки.

Полиция Шымкента проводит расследование по заявлению об изнасиловании.

Мамутова также заявила, что у нее никто не спрашивал разрешения на установку дочери внутриматочной спирали. Принудительной контрацепции, по ее словам, подверглись еще десятки девушек в центре.

Дети-инвалиды из-за карантина год не получают реабилитацию в Петропавловске

Корреспонденту Sputnik Казахстан в управлении соцзащиты Шымкента сообщили, что в учреждении спираль установили 32 женщинам, когда действовал приказ исполняющего обязанности министра от 30 октября 2009 года № 626 "Об утверждении правил проведения искусственного прерывания беременности". Документ утратил силу 9 октября 2020 года.

На что имеют право интернаты и почему

Центры оказания специальных социальных услуг становятся опекунами подопечных, признанных судом недееспособными.

В пункте 1 статьи 129 Кодекса "О браке (супружестве) и семье" указано, что при помещении подопечного в медико-социальную организацию орган опеки освобождает прежнего опекуна от исполнения своих обязанностей.

По пункту 1 статьи 125 Кодекса "О браке (супружестве) и семье" опекуны – представители подопечных в силу закона и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки.

Кого могут лечить принудительно

Случаи, когда возможно принудительное лечение, прописаны в Кодексе "О здоровье народа и системе здравоохранения".

По пункту 1 статьи 137 оказание медицинской помощи без согласия пациента допускается в отношении лиц:

  • находящихся в шоковом, коматозном состоянии, не позволяющем выразить свою волю;
  • с заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;
  • с тяжелыми психическими расстройствами (заболеваниями);
  • с психическими расстройствами (заболеваниями), совершивших общественно опасное деяние.

По пункту 2 статьи 137 согласие на оказание медицинской помощи для лиц, признанных судом недееспособными, дают их законные представители.

Служебная проверка по жалобам инвалидов началась в отношении медэкспертов в Талгаре

Решение об оказании медицинской помощи без согласия в отношении указанных лиц принимает консилиум. Если консилиум собрать невозможно, то решение принимает непосредственно медицинский работник с последующим уведомлением должностных лиц медицинской организации (пункт 3 статьи 137).

Установку спирали женщинам с тяжелыми формами инвалидности в шымкентском интернате объясняли приказом № 626 "Об утверждении правил проведения искусственного прерывания беременности" (утратил силу 9 октября 2020 года).

В документе описывались правила проведения искусственного прерывания беременности.

В Казахстане рассмотрят снижение пенсионного возраста для родителей детей-инвалидов

Судя по тексту, опубликованному на портале "Адилет", в данном приказе не было конкретных норм касательно установки внутриматочного контрацептива (спирали) для предотвращения нежелательной беременности.

Однако говорилось, что "медицинские организации обеспечивают консультирование женщин до и после искусственного прерывания беременности, включая индивидуальный подбор методов и средств контрацепции".

На сегодня правила проведения искусственного прерывания беременности прописаны в приказе от 9 октября 2020 года № ҚР ДСМ-122/2020. В нем нет пункта об индивидуальном подборе методов и средств контрацепции до и после искусственного прерывания беременности. Психические расстройства, деменция, эпилепсия и другие тяжелые заболевания остались в перечне показания для проведения искусственного прерывания беременности.

Принудительная контрацепция

Проблему принудительной контрацепции лиц с тяжелыми формами инвалидности, психическими расстройствами в 2017 году поднимала тогдашний спецдокладчик ООН по правам инвалидов Каталина Девандес Агилар.

Она сообщала, что в Казахстане и других странах принудительную контрацепцию проводят без разрешения самих женщин с инвалидностью.

Казахстанские предприятия обяжут платить за отсутствие квоты на инвалидов

"Эта практика существует не только в Казахстане. С ней сталкиваются женщины, и в особенности молодые женщины и девочки, по всему миру. Существуют законы, которые допускают процедуру стерилизации, принудительные аборты и принудительную контрацепцию. Для этого требуется разрешение официального опекуна. Согласие же самих женщин не требуется", - говорила Агилар.

Руководитель общественного фонда Tandau Ирра Бобкова в 2018 году изучала вопрос в работе "Право женщин с инвалидностью в Казахстане на репродуктивную автономию в свободном выборе контроля деторождения".

"Несмотря на законодательно закрепленные репродуктивные права, по факту в Казахстане установлены повсеместные случаи принуждения женщин с инвалидностью использовать контрацептивы для предотвращения беременности, принуждения к абортам, а также случаи принудительной стерилизации женщин, лишенных дееспособности по факту наличия диагноза с психическим расстройством (принудительная стерилизация происходит, когда человека стерилизуют после отказа от данной процедуры, без информирования о ней или без возможности дать информированное согласие)", - писала Бобкова.

Я дойду до конца – мать предполагаемой жертвы

Мать предполагаемой жертвы изнасилования Алия Мамутова считает, что расследование продвигается медленно.

"После того, как я создала резонанс, расследование начали проводить заново. Неизвестно, насколько оно растянется – на месяц или больше. Изначально я думала, что результаты будут известны в феврале, ведь я обратилась с заявлением еще в ноябре (13 ноября 2020 года поступило заявление в управление занятости и социальной защиты – Sputnik). Я сама видела разрывы у дочери, была вместе с членами независимой экспертизы, мои показания не были записаны. Я тогда еще говорила, что моя дочь не понимает, что такое изнасилование, что такое половой акт", - сказала Мамутова корреспонденту Sputnik Казахстан по телефону.

Женщина беспокоится, что без освещения ситуации в СМИ дело могут "закрыть".

Почему в Казахстане дети становятся инвалидами

"Сейчас мне дочь не показывают, говорят, карантин. Еду отправляю ей. Один раз по видеокамере показали мне дочь. Говорит, "все хорошо, все хорошо". Я же вижу, что ей там "подсказывают". Я должна была посмотреть на нее, не бьют ли ее там. Я дойду до конца. Они привыкли, что все дела закрывают, никто ни перед кем не отвечает. Но я не боюсь, я верю, что справедливость восторжествуют. Насчет вопроса, оказывают ли на меня давление… Не знаю, что произошло, но в начале февраля меня чуть не сбила машина. Родственники, десять человек, написали заявление", - добавила Мамутова.

Она сообщила, что сейчас проводятся очные ставки с теми, кто с 2010 года работал в центре оказания спецсоцуслуг.

Омбудсмен о правах граждан с ментальными нарушениями

Как сообщила Уполномоченный по правам человека в Казахстане Эльвира Азимова в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан, в настоящее время на основании заявления матери одной из услугополучателей шымкентского центра оказания специальных социальных услуг (КГУ № 2) об изнасиловании ее дочери департамент полиции Шымкента проводит расследование.

Делать какие-либо выводы до получения результатов расследования преждевременно, отметила она.

В Казахстане действует национальный превентивный механизм (НПМ) – система предупреждения пыток и других видов обращения, унижающих достоинство.

Смерть детей в интернате Аягоза: медикам вынесен приговор

Группа общественников при координации Уполномоченного по правам человека посещает медико-социальные объекты регулярно, раз в четыре и два года, либо на основании сообщений о предполагаемых нарушениях.

"Группа НПМ, в составе которой был независимый медик, посетила данное учреждение, побеседовала с администрацией и медиками центра, а также с девушкой и другими гражданами, находящимися в центре. Итоги посещения группы НПМ были представлены на совещании в министерстве. Как сообщила на совещании гинеколог поликлиники, где девушка состоит на учете, еще в 2011 году ей были оказаны медицинские услуги по охране репродуктивного здоровья (установка внутриматочной спирали – Sputnik) в связи с тяжелыми психическими расстройствами, ставшими основанием для признания ее инвалидом I группы. Как установила наша группа НПМ, в мае 2010 года на основании диагноза решением суда девушка была признана недееспособной. Затем постановлением акима города Шымкента ее опекуном была назначена администрация данного учреждения", - сказала Азимова.

Согласно Кодексу "О здоровье народа и системе здравоохранения", который действовал на тот момент, медицинская помощь гражданам, страдающим такими тяжелыми психическими расстройствами, оказывается без их согласия, продолжила она.

"Это положение действует и сейчас. Опекун вправе, без согласия недееспособного гражданина, принимать решения по охране его здоровья, при условии соблюдения его права на уважение человеческого достоинства и заботу со стороны опекуна", - сказала Азимова.

При принятии решения о признании недееспособности суд должен учитывать желание родителей, подчеркнула омбудсмен.

"Помогу стать инвалидом": женщина обещала оформить пожизненное пособие

"И в данном случае мама девушки не была лишена родительских прав. За ней сохранились права на обжалование принятого судебного решения, решения или действий опекуна. В связи с последним она могла регулярно посещать учреждение и поддерживать связи как с дочерью, так и администрацией учреждения как ее опекуном. Однако как обстояла ситуация на самом деле и сообщал ли ранее опекун близким родственникам о рисках для здоровья девушки, в том числе в связи с сообщением об изнасиловании, должны установить следователи. Это касается и других женщин фертильного возраста, находящихся в этом учреждении", - прокомментировала Азимова Sputnik Казахстан.

Омбудсмен отметила, что действующий Кодекс "О браке (супружестве) и семье" не устанавливает четких обязательств опекунов в лице администраций медико-социальных учреждений и близких родственников недееспособных лиц в связи с получением последними спецсоциальных услуг и поддержанием с ними социальных и родственных связей.

Размер пособий в 2021 году

Другой проблемой Азимова назвала то, что действующий Гражданский кодекс предусматривает признание гражданина полностью недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия, без учета степени заболевания.

В результате, для получения услуг в таких психоневрологических учреждениях граждане, имеющие даже небольшие степени психических заболеваний, как правило, признаются сначала полностью недееспособными.

Ограничение дееспособности (то есть частичная утрата дееспособности) по законодательству для них невозможно, сказала Азимова.

Равные права для всех

"Рассмотрение этого вопроса возможно только вследствие злоупотребления азартными играми, пари, спиртными напитками или наркотическими веществами. Необходимо, чтобы в рамках разрабатываемых мер по модернизации социальной службы и в процессе работы над проектом Социального кодекса Минтруда совместно с Минздравом пересмотрели данную практику и устранили пробелы в законодательстве. Это позволит исключить ситуацию, когда граждане с частичными ментальными нарушениями полностью лишаются дееспособности для получения доступа к специальным социальным услугам с проживанием в специализированных учреждениях. Это стало бы хорошей поддержкой для граждан, которые не хотят отказываться от своих родственников", - добавила она.

Омбудсмен подчеркнула, что все граждане должны иметь реальные возможности для реализации своего конституционного права на охрану здоровья.

"И мы будем продвигать эту позицию",- заключила она.