МОСКВА, 17 фев - Sputnik. В конце января российский Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) направил письмо в ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) с просьбой поддержать позицию о недопустимости запрета на перевозку собственных и арендованных порожних вагонов, полувагонов и зерновозов, действующего в Казахстане с 15 декабря 2020 года.
Руководство "Казахстан темир жолы" (КТЖ) необходимость введения запрета связывают с перегруженностью инфраструктуры из-за скопления на станциях пустых вагонов, затрудняющих движение поездов.
"Декабрьский запрет связан с перегрузкой инфраструктуры. Никаких дополнительных причин нет. У нас до сих пор почти 350 вагонов брошены", - рассказал Sputnik первый заместитель председателя правления КТЖ Канат Альмагамбетов.
В СОЖТ настаивают, что продолжительные ограничения обернутся для российских компаний значительными финансовыми убытками. По данным союза, спустя месяц после введения запрета прямые потери операторов из России составили около 108 миллионов рублей.
"Нарушились выстроенные логистические схемы перевозки грузов. Теперь операторы должны делать значительный крюк, если хотят забрать груз из Казахстана", - заявил заместитель председателя российской Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Денис Семенкин.
Новые вагоны, сортировка мусора – как изменятся путешествия на поездах в Казахстане
Чтобы попасть на территорию республики, отмечает эксперт, компании загружаются в Узбекистане или Таджикистане, въезжают в Казахстан для последующей разгрузки, и только после этого забирают нужный им груз.
Помимо этого, операторы столкнулись с риском репутационных потерь, поскольку на фоне ограничений часть грузоотправителей и грузополучателей могут отказаться от их услуг.
"Существует риск того, что мы не сможем обеспечить наших казахстанских клиентов требуемым количеством вагонов из-за изменения логистики", - рассказал Sputnik генеральный директор "Евросиб СПб – ТС" Иван Атемасов.
Руководство КТЖ считает, что российские операторы преувеличивают масштабы собственного ущерба. Как сообщили в компании, крупные казахстанские предприятия, экспортирующие свою продукцию, по-прежнему используют подвижной состав из России.
"Все говорят о запрете, но фактически большинство наших крупных грузоотправителей, которые грузят свою продукцию на экспорт в Беларусь, Прибалтику и Украину, используют российские вагоны. Грузоотправители к нам обращались с такой просьбой - просили разрешить въезд порожних российских выгонов - потому что не хватает подвижного состава. Мы им разрешили", - пояснил Sputnik КТЖ Канат Альмагамбетов.
По старым конспектам
Казахстан не впервые ограничивает подачу порожних вагонов. Подобные запреты вводились в январе и в июне прошлого года. Они не ограничивались по времени и распространялись на всех собственников и арендаторов подвижного состава, за исключением казахстанских.
Нынешний запрет касается всех железнодорожных администраций, но только формально. Как уточнили в СОЖТ, вагоны казахстанской принадлежности могут без труда обойти ограничения из-за особенностей системы учета.
Оказываясь на территории России, вагоны из Казахстана начинают считаться инвентарными (относящимися к подвижному парку страны), а не собственными (принадлежащими конкретному оператору) или арендованными. Следовательно, возвращаясь обратно, они не попадают под запрет, объяснили в СОЖТ.
Скрытый интерес
Опрошенные Sputnik эксперты сходятся во мнении, что запрет обусловлен сугубо коммерческими интересами казахстанского бизнеса. Эта мера призвана не допустить иностранной конкуренции со своими операторами, считает генеральный директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.
По его словам, в России сформировался значительный переизбыток парка - в 2020 году профицит оценивался в 200-250 тысяч единиц. Невостребованные вагоны операторы предпочитали отправлять в Казахстан, где ощущался их дефицит.
Первый грузовой экспортный поезд по Транскаспийскому маршруту прибыл в порт Актау
Такая модель, привлекательная с точки зрения российских компаний, не устраивала местных игроков. Дело в том, поясняют эксперты, что аренда вагонов из РФ до введения запрета обходилась казахстанским грузоотправителям дешевле услуг дочернего оператора КТЖ – "Казтемиртранса": 800 рублей против 1,5 тысячи рублей в сутки.
Снизить стоимость аренды до уровня российских конкурентов казахстанским операторам не позволял высокий уровень закредитованности. В результате их невостребованный парк увеличивался, а на железнодорожных путях скапливались пустые вагоны, заключили аналитики.
Время – деньги
Длительный запрет выгоден казахстанским операторам, но совершенно не устраивает грузоотправителей, подчеркивают эксперты. По этой причине отмену ограничений стоит ждать через пару месяцев.
"Думаю, запрет продлится еще два-три месяца, - спрогнозировал Денис Семенкин. - Потом начнут жаловаться казахстанские грузоотправители, которые устанут переплачивать за перевозку грузов. К тому же будут поступать жалобы со стороны России. Накопится критическая масса, и Казахстан отменит запрет, чтобы потом его снова ввести".
В свою очередь, в КТЖ не называют точной даты отмены ограничений. "Продолжительность запрета не определена. В феврале у нас резко упала погрузка, поэтому рассчитывать на скорое снятие не надо", - заявил Канат Альмагамбетов.
Ответный удар?
В ответ на запрос СОЖТ в РЖД выразили готовность обсудить этот вопрос запрета на площадке ЕАЭС с участием представителей железнодорожного сектора Казахстана. Там подчеркнули, что механизмы объявления ограничений должны быть прозрачными и понятными.
Схожего мнения придерживаются и в министерстве транспорта России. В ведомстве добавили, что любые запреты должны быть одинаковыми для операторов любых государств.
Экспертное сообщество, в свою очередь, выступает за более радикальные меры, вплоть до введения ответных санкций против казахстанского подвижного состава.
"Поменять ситуацию можно, если Минтранс России будет заступаться за своих операторов и вводить аналогичные запретительные меры в отношении казахстанских вагонов. Если мы запретим, то Казахстан быстро одумается", - заключил Денис Семенкин.