КОРДАЙ, ЖАМБЫЛСКАЯ ОБЛАСТЬ, 7 фев - Sputnik. Сейчас, когда прошел год с тех страшных событий, жители Кордайского района – сел Масанчи, Сортобе, Каракемер и Аухатты - сами рассказали, что изменилось, и как налаживается их жизнь после мига, в который, казалось, все рухнуло.
"Прошлые события – это трагедия была. У наших жителей, конечно, остался какой-то осадок. Нужно время, чтобы это все в историю вошло. Но все равно люди видят, что государство для нас делает, помогает. И, конечно, мы радуемся. Центр восстановлен. Люди занимаются мирным трудом. Скоро у нас начнутся полевые работы. Все пойдут в поле", - рассказывает председатель совета старейшин Масанчинского сельского округа Дыдыр Двумаров.
И раньше бывало, что среди местных жителей случались конфликты. Но это были конфликты отдельно взятых людей, вне зависимости от этнической принадлежности. Но 7 февраля 2020 года кому-то, хоть и временно, удалось повернуть ситуацию в другое "русло".
Казахский аксакал, избитый плохо воспитанными ребятами – представителями дунганской диаспоры – и хотел бы решить всё миром, но кто-то успел использовать ситуацию в своих целях, придав неприемлемому, но вполне решаемому в правовом поле дорожному конфликту, окрас межнациональной розни. Быстро организовались и начали активно действовать провокаторы.
Итог печален: одиннадцать убитых, десятки раненых, сожженные дома, автомобили, кафе и магазины, в которые люди десятилетиями лет вкладывали все силы и средства.
Только спустя некоторое время, после стабилизации обстановки в селах Кордайского района, выяснится, что ситуацию в своих целях использовали криминальные группировки, занимавшиеся контрабандой на казахстанско-кыргызской границе. Им была выгодна неразбериха и кровопролитие, чтобы, прикрываясь этим, решить свои сугубо личные вопросы влияния в регионе.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и назначенный им в тот непростой момент главой Жамбылской области Бердыбек Сапарбаев вышли к местному населению не просто, чтобы поддержать морально в сложной ситуации – были озвучены конкретные решения, в воплощение в жизнь которых тогда верили не многие.
Когда в теме
Заместитель акима Кордайского района Жамбылской области Ерлан Орынбаев о трагедии тех дней знает не понаслышке – видел все своими глазами. Поэтому, рассказывая о том, что сделано за 2020 год, сначала пытается найти документы с цифрами, но осекается: "Да зачем… Я наизусть все знаю".
"Во время чрезвычайной ситуации в Кордайском районе незначительно пострадало 103 объекта. В них, условно говоря, были разбиты стекла. Эти объекты были восстановлены в течение полутора-двух месяцев силами местных предпринимателей, спонсоров", - говорит он.
Еще 65 объектов, а попросту жилые дома, кафе и магазины, которые разграбили и сожгли молодчики, потребовали более тщательного изучения. Часть оказалась незаконно возведенными, а значит, компенсация не положена. Остальные 54, из которых 41 жилой дом и 13 коммерческих, полностью восстановлены за счет государства и при участии спонcоров.
Токаев назвал истинную причину конфликта в Кордае
"Значительно пострадали у нас 65 объектов. Из них одиннадцать были не узаконены. 54 объекта были узаконены. На них за счет фондов "Самрук-Казына" и "Байтерек" было выделено 213 миллионов тенге", - уточнил Орынбаев.
И это не считая строительных материалов, которые были выделены из государственного материального резерва.
Конкретные цифры есть, но перечислять суммы смет не хотелось бы, просто потому что это - сухая статистика. Когда видишь все на месте, в реальности отстроенные заново сгоревшие дома и магазины, цифры в колонках на бумаге теряют всякий смысл.
"Полностью отработала рабочая комиссия, сделаны сметы были, выделены средства через общественный благотворительный фонд "Щи Вон". На сегодняшний день, до 1 сентября 2020 года, полностью все эти объекты были восстановлены", - говорит Орынбаев.
Главное, что живы
Дом жителя села Масанчи Юсуфа Парофа был восстановлен за те самые средства, которые после погромов выделило государство. Пока ремонт закончен не полностью, но то, что осталось сделать – чистая наружная косметика.
"Дай бог, весной заштукатурим, и все", - говорит мужчина.
Семья из шести человек, включая двух внучек хозяина дома, уже живет в нем и старается не вспоминать о том, что произошло год назад, когда от огня жилище пришлось спасать своими силами. Просто потому, что пожарные не успевали везде.
"Сейчас зашли уже в дом, живем. Одна мелочь осталась – наружное, вот это. А сосед наш – он с нуля начал строить. У него дом в окружение попал, все в огне было. У него полностью сгорел. А я половину потушил. Если не тушил бы, у меня тоже так же получилось бы", - рассказывает Юсуф Пароф.
На все вопросы о пожаре, который произошел в его доме, отвечает просто: "Главное, что все живы. Остальное – придет".
О том, что случилось год назад, и как трудно переживалось, напоминают только сгоревшие жигули, стоящие под навесом во дворе, которые стали "хранителями" вещей, что еще могут пригодиться в хозяйстве. А еще – выставленные рамы из сгоревшего дома, стекла которых были разбиты камнями.
Зла на соседей из поселка "за мостом" (Каракемер – население – 100% казахи) он не держит. Говорит, что не они громили дунганское село, а те, кто приехал по зову провокаторов из других населенных пунктов района.
"Все нормально у нас. У меня друзья – казахи. До сих пор общаемся. В соседнем селе. Учился с кем, до сих пор дружим, в армии служил с казахами-ребятами, до сих пор также дружим. По работе, до самого развала Союза мы с ними работали, нормально живем до сих пор. Встречаемся, в гости ходим друг к другу. Сейчас один звонок, и они сюда приходят. Или они позвонят, к ним пойду в гости, посидеть, чай попить", - говорит Юсуф.
Дунгане не уезжали из Казахстана – Сапарбаев о ситуации в Кордае
При этом официальная и неофициальная статистика, назло тем, кто пытался "раздуть" на произошедшем именно межнациональный конфликт, говорит о том, что попытки эти провалились. Ни одна дунганская семья не покинула насиженные места навсегда. Даже те, кто сбежали в жуткие дни погромов в Кыргызстан из-за страха за детей – вернулись. Если уехавшие и есть, то только те, кто отправился в соседние страны на заработки. Но они обязательно вернутся по завершению сезона.
Нет худа без добра
Чрезвычайные события, последствия которых пришлось исправлять, обратили внимание госчиновников на то, что в корне проблемы лежат нерешенные социальные вопросы. Именно с них, после восстановления сгоревших домов и коммерческих объектов, они начали комплексно исправлять ситуацию.
На данный момент, всего за год, благодаря выделенным из бюджета средствам удалось улучшить быт и жизненные условия для населения Кордайского района. Практически на 100% население обеспечено газоснабжением, у всех есть вода, как горячая, так и холодная. Появились асфальтированные дороги там, где о них только мечтали. Для молодежи, за год, построены четыре спорткомплекса, и не только в крупных поселках, но и на периферии.
"Если раньше спортивные комплексы строились только в районных центрах, то в этом году в Кордайском районе в сельских населенных пунктах построено четыре типовых спортивных комплекса. То есть это игровой зал, борцовский ковер и стандартный олимпийский ринг, а также тренажерный зал", - уточняет заместитель акима Кордайского района Жамбылской области Ерлан Орынбаев.
Язык до добра доведет
Жители поселков Кордайского района, в которых компактно проживают дунгане, прекрасно понимают, что изучение государственного языка представителями народности принесет им только плюсы.
"Мы, аксакалы, воспитываем наше молодое поколение в духе казахстанского патриотизма, любви к своей родине, к своему краю. Это очень важный вопрос – воспитание будущего поколения. Сейчас мы усиленно занимаемся изучением казахского – государственного языка. Это очень важно, особенно для молодого поколения. Им жить дальше, строить новое общество. Без государственного языка, конечно, мы не сможем добиться того, что нам нужно", - говорит председатель совета старейшин Масанчинского сельского округа Дыдыр Двумаров.
По его признанию, даже он, в своем преклонном возрасте, умея, хоть и с трудом, объясниться на казахском языке, ежедневно занимается дома со словарем. Знать язык народа, вместе с которым живешь, он считает необходимым. В том числе и потому, что так гораздо проще решать любые вопросы.
Коснулась языковая проблема и религии.
Прежде, по словам старожилов, мечети делились у местного населения именно по языковому признаку: в одни ходили дунгане, в другие – казахи. При этом ислам для всех един, и язык, на котором имамы говорят с прихожанами, не должен быть фактором разделения единой веры.
Сейчас служители религии дунганского происхождения активно изучают казахский язык. Цель – проповеди, доступные всем. Их ведут сразу на трех языках: казахском, дунганском (язык дунган, потомков говорящих на китайском языке мусульман хуэй) и русском.
Детские сады и школы тоже были переориентированы. И вновь – не потому что так надо, а потому, что об этом попросили сами представители дунганской диаспоры.
Взрослые ясно понимают, что изучение казахского языка – это еще одно окно в мир для их детей, для которых Казахстан – Родина, и они не только никуда не собираются уезжать, но и видят свое будущее только здесь.
Предполагаемый участник массовых беспорядков в Кордае умер в СИЗО
"Многие родители отдали своих детей в школы и в детсады в группы с казахским языком воспитания и обучения. На примере своего садика я могу сказать, что если в прошлом году у нас было семь групп с русским языком обучения и пять групп – с казахским, то в 2020-2021 году стало наоборот: казахских стало восемь, а русских – четыре. Потому что был такой набор детей, и это было пожелание родителей", - говорит руководитель дунганского культурного центра "Вынхуа" Жамбылской области Айша Идыбо.
По ее словам, в 2020 году первый этап обучения казахскому языку уже прошли 110 человек. Учителями были педагоги из областного центра. Второй этап – не за горами. Но – по словам Айши Идыбо – этого недостаточно.
"Мало преподавателей. Хотелось бы большего охвата", - говорит она.
Что дальше
Проблемы, так или иначе касающиеся каждого гражданина страны, проживающего в регионе, все еще существуют, и над ними местным властям придется работать.
К примеру, Юсуф Пароф, проживающий в Масанчи (от Кыргызстана дом его семьи отделяют несколько километров), жалуется:
"Мы не можем смотреть казахстанские каналы по телевидению. Все рябит, шипит. Хоть "Хабар", хоть "Казахстан". Зато кыргызские каналы показывают отлично. А у наших – качество передачи очень слабое", - говорит житель села Масанчи Юсуф Пароф.
И это всего лишь малая часть вопросов и проблем, которые властям предстоит решить в регионе. Быть патриотом своей страны и любить свою Родину можно и без телевидения. Главное - не чувствовать себя на Родине чужим. И ощущать, что "корни" именно тут.