АЛМАТЫ, 11 дек — Sputnik. На границе Казахстана с Китаем возник транспортный коллапс из-за того, что граждане пытаются заехать с товарами без регистрации в системе электронной очереди. Об этом сообщает пресс-служба комитета государственных доходов Минфина.
"Граждане, задействованные в осуществлении перевозок товаров с КНР, предпринимают попытки усугубить обстановку на приграничной территории с целью возможности заезда на пункт пропуска без регистрации в системе электронной очереди, тем самым создается транспортный коллапс на трассе республиканского значения", - говорится в сообщении ведомства.
В КГД призвали таких граждан соблюдать установленный порядок перемещения товаров через границу, в том числе в рамках системы электронной очереди.
Тысячи казахстанских вагонов с экспортной продукцией брошены на границе с Китаем
Как забронировать электронную очередь
В целях регулирования заезда на пункт пропуска внедрена система электронной очереди, которая обеспечила прозрачность процесса и снижение издержек.
Теперь очередь можно заблаговременно бронировать на сайте GoCargo.kz через мобильное приложение. Система имеет "обратную" связь, оповещая перевозчиков через СМС-сообщения.
В системе можно просматривать весь список зарегистрированного автотранспорта, а также данные по автотранспортным средствам (АТС), которые ожидают заезд на текущий день.
Электронная очередь работает в штатном режиме. Всего с 23 октября через пункт пропуска по системе электронной очереди проехало 1 069 АТС, в среднем 23 АТС в день.
Пробка на автопунктах пропуска с КНР
На автомобильном пункте пропуска "Нұр жолы" через электронную очередь заезд в Китай ожидают 600 фур с казахстанской продукцией: подсолнечное масло, маргарин, шерсть. Также 8 тысяч порожних автотранспортных средств для импорта китайской продукции. Аналогичная ситуация складывается на пункте пропуска "Достык".
Учитывая, что ситуация с решением эпидемиологических проблем и введением ограничительных мер китайской стороной может затянуться на первый квартал 2021 года, отечественные грузоотправители могут потерять китайский рынок для сбыта своей продукции, сказали в НПП "Атамекен".
Кызылординский участок автобана Западная Европа - Западный Китай станет платным
Также, по информации КТЖ, на казахстанской железной дороге скопилось порядка 12 тысяч вагонов с экспортной продукцией – руда, зерно и другие грузы, из которых 8 тысяч уже брошены из-за невозможности пересечь границу, что влечет еще одну проблему – нехватку вагонов.
Более того, как сообщили в КТЖ, в декабре китайская сторона намерена сократить прием вагонов на 50%. При заявленном объеме свыше 26 тысяч вагонов будут приняты только 15 тысяч.
Ограничения со стороны Китая
Ранее сообщалось, что с начала пандемии Китай ввел ограничения на прием автотранспорта с Казахстана.
Ежедневно с казахстанской стороны принималось не более 20 АТС. В этой связи очередь в пункте пропуска "Нур жолы" растянулась более чем на 40 километров.
С начала скопления был принят ряд срочных мер. Инициированы переговоры, как на уровне центральных госорганов Китая, так и на уровне администрации СУАР Китая. Закрытые в связи с введенным в республике режимом чрезвычайного положения пункты пропуска с Китаем были открыты.
С учетом опасений китайской стороны по обеспечению должной эпидемиологической безопасности на уровне правительства Казахстана принято решение о введении бесконтактного механизма перевозки товаров до транспортно-логистического центра на казахстанской стороне с дальнейшим их перегрузом на отечественный транспорт и следованием в пункт назначения.
Указанные меры, в том числе введение механизма бесконтактной перевозки товаров, позволили увеличить количество принимаемого Китаем транспорта.
Вместе с тем с 10 ноября китайская сторона ограничила прием автотранспорта с казахстанской стороны, при этом экспортные товары не принимаются.
Официальной информации о причинах снижения количества принимаемых АТС, а также о запрете на перемещение экспортных товаров от китайской стороны не поступало.
Госорганы страны и посольство Казахстана в Китае продолжают переговоры с китайской стороной по увеличению пропуска товаров и транспортных средств через пункты пропуска.