ПЕТРОПАВЛОВСК, 26 ноя — Sputnik. В Петропавловске рукодельница четыре года расшивала бисером скатерть для стола, готовая работа весит больше восьми килограммов, передает корреспондент Sputnik Казахстан.
Людмила Скоробогатова рассказывает, что в наследство от бабушки и дедушки ей достался обеденный стол, которому больше 60 лет.
"Хорошо помню, как в детстве играла под ним в "домик". Под этим столом выросли три поколения детей. За ним проходили все семейные праздники. Да и сейчас за большим старым столом часто собираются гости. Для такого и скатерть нужна особенная", - делится Людмила.
Потому хозяйке захотелось сшить ее своими руками, вложить в нее душу.
Тем более что рукоделием Людмила Скоробогатова увлекается с детства. Шить начала еще до школы - сначала наряды для кукол, а потом уже и для себя. Мастерица рассказывает, что, сколько себя помнит, всегда была чем-то занята: шила, вышивала, плела или вязала.
Особая любовь у рукодельницы – к мелкой работе. Например, за бисером может сидеть часами. Говорит, что такое занятие успокаивает и отвлекает от любых проблем. Начинала с небольших вышивок, постепенно стала браться за работы побольше.
"Знакомые говорят, что мне уже пора делать свою выставку, а у меня дома готовых работ почти нет, потому что все они раздарены или были сделаны на заказ. На заказ в основном вышиваю иконы. Их делать очень быстро: они идут с заводскими схемами, в наборе чешский бисер, с ним работать очень легко, он ложится аккуратно - бусинка к бусинке. На одну работу в среднем надо пару вечеров - и готово", - рассказывает мастерица.
Людмила признается, что ей интереснее вышивать что-то посложнее, объемнее, причем не по готовой схеме, а привносить в работу что-то свое.
Так несколько лет назад рукодельница решилась на самую сложную и объемную из своих работ – скатерть размером 1,5 на 1,5 метра. В качестве основы для скатерти выбрала канву. Затем нужно было составить цветочный ансамбль из рисунков, отобранных из различных журналов для вышивок, и перевести его на материал. Этой частью работы занимался супруг Людмилы, а подбирать бисер подходящих оттенков помогала дочь.
"Я не бралась раньше за такой масштаб, поэтому слабо себе представляла, какое количество бисера мне понадобится. Больше всего бусинок нужно было для фона. Решила, что четыре пакета по полкило точно хватит. Начала шить – понимаю, что этого будет явно недостаточно, не хватит даже на половину. Поехали докупать, а бисера такого цвета нигде нет, есть только похожие оттенки. Купила то, что было (это еще пять пакетов бисера по полкило каждый)", - вспоминает рукодельница.
К тому времени женщина уже успела вышить кусок размером 20 на 30 сантиметров, но ей пришлось срезать нашитый бисер, перемешать его с новыми бусинками и пришивать заново вперемешку, чтобы не бросалось в глаза, что они немного отличаются по цвету.
И это был не единственный раз, когда со слезами на глазах Людмиле приходилось переделывать свою работу.
Копию Димаша Кудайбергена изготовила знаменитая мастерица кукол
"Второй раз был, когда кошка разлила на нее воду. В вазе на столе стояли цветы, рядом лежала скатерть. Кошка прыгнула на стол и опрокинула вазу. Вода попала на работу – и рисунок, сделанный на канве фломастерами, поплыл. Я не знала, за что хвататься, что делать. Повезло, что в это время в гости зашел знакомый, увидев меня в растерянности, он предложил свою помощь и отвез скатерть в химчистку. Там полностью вывели рисунок на том месте, где он расплылся (для этого часть бусинок снова срезали). Мужу пришлось заново переводить картинки, а мне - снова пришивать бисер", - рассказывает Людмила Скоробогатова.
Были и другие сложности в работе.
"Иглы для бисера очень тонкие - у них что острие, что ушко одинаковые, поэтому все время страдают пальцы. Пробовала шить с наперстком, но это неудобно. Поэтому время от времени приходилось ждать, когда палец заживет. А еще за время работы значительно ухудшилось зрение, так как работа очень мелкая. Но я ни о чем не жалею, оно того стоило", - говорит мастерица.
Она признается, что бывали и такие моменты, когда от нескончаемой вышивки просто хотелось отдохнуть.
"Вышиваешь, вышиваешь, а потом понимаешь - надоело. Не лежит душа и все. Нужно сменить деятельность. Тогда я сворачивала работу и занималась чем-нибудь другим, например, бралась за картину с алмазной вышивкой. Отвлекусь, отдохну - через время можно снова возвращаться к работе", - говорит Людмила.
О чем расскажут узоры? Выставка вековых ковров в Петропавловске
Вышивала она в основном в холодное время года: летом работы хватает в огороде, а зимние и осенние вечера как будто специально созданы для творчества и рукоделия. И вот недавно работа была закончена. Этот день и даже час мастерица запомнит надолго.
"Пообещала помочь мужу по работе, нужно было встать в семь утра. А накануне в 12 часов ночи мне не спится. Включила лампу, думаю - повышиваю немножко и пойду спать. А оставался тогда уже небольшой кусок. Думаю, еще чуть-чуть и пойду спать, еще чуть-чуть и брошу. А потом смотрю на часы - оказывается уже вставать пора, а я все сижу. Но вместо того, чтобы хоть немного вздремнуть, решила все-таки добить работу. В 15 минут восьмого я пришила последнюю бусинку - и на весь дом как закричу: "Ура! Я это сделала!" - смеется рукодельница.
Оставалось только пришить бахрому.
"Помню, когда я была маленькой, на этом же столе лежала скатерть с красивой бахромой, и когда я играла под ним, все время плела из нее косички. И так мне хотелось найти точно такую же бахрому для своей скатерти, но, к сожалению, не нашла, пришила другую. Но тоже получилось красиво", - любуется готовой работой Людмила.
Казахстанcкие мастера создали костюмы для оперы "Трубадур" в Италии
А тем временем мастерица вынашивает новую идею - в планах вышить еще одну скатерть все для того же стола, только теперь уже в разложенном виде, то есть еще больше.
"Хочу совместить две техники: фон вышить мулине, а рисунки бисером – мне хочется облегчить скатерть, ведь если сделать ее полностью из бисера, она будет просто неподъемной. Нынешняя и то очень тяжелая. На последних этапах ее было в прямом смысле слова тяжело шить, так как приходилось поддерживать одной рукой, и от тяжести болело запястье", - рассказывает Людмила.
К слову, вес готового изделия составляет больше восьми килограммов.
Но если мастерица все-таки решится на создание нового шедевра для своей гостиной, нынешнюю скатерть придется продать, чтобы выручить средства на материал. Рукодельница уже по опыту знает, что будут нужны большие затраты.
Точные копии реальных машин мастерит школьник в Петропавловске