Пресс-центр

Что делать, если не можешь молчать - правила создания подкастов

Какие бывают подкасты, как их оформлять, нужен ли сценарий, важен ли пилотный выпуск – эксперт SputnikPro поделился своими советами
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 23 окт — Sputnik. Как запустить свой подкаст, рассказал журналистам из стран ближнего зарубежья руководитель центра инновационной журналистики Дирекции новых медиа МИА "Россия сегодня" Иван Громов.

"Подкасты – это новое явление, глоток свежего воздуха в методах потребления информационного контента. Это не просто чтение статей и просмотр видео, это еще и так называемое фоновое слушание. Как правило, мы слушаем подкасты, когда что-то делаем, чем-то заняты, например, уборкой дома, по дороге на работу", - отметил эксперт.

Хороший, красивый и умный фон особенно популярен у жителей больших городов, а в будущем будет завоевывать и небольшие города, уверен он. 

Что делать, если не можешь молчать - правила создания подкастов

По его мнению, прежде чем начинать производство подкастов, следует подумать, действительно ли он нужен и хочется ли автору о чем-то рассказывать.

"Нужно иметь очень сильное внутреннее желание, чтобы реально начать делать подкасты и не бросить. По статистике, в России очень многие подкасты закрываются после пятого-шестого эпизода или начинают выходить гораздо реже. Потому что при производстве авторы подкастов сталкиваются с трудностями и понимают, что это не так уж и легко", - сказал Громов.

Как писать про экономику интересно - советы SputnikPro

Есть три направления, почему люди берутся за производство этих аудиопередач.

Первое - желание говорить - делиться информацией, брать интервью, рассказывать истории и другое.

Второе - подкаст как форма заработка. В 2020 году миллионером на подкастах не станешь, но в это направление идут все больше людей, больше слушателей и, соответственно, идут рекламодатели. Подкасты становятся для кого-то реальной профессией, отметил эксперт.

И третье - развивать личный бренд. Зачастую такие подкасты называются фамилией автора.

Громов разделил подкасты на три формата:

  • Соло: ведущий о чем-то рассказывает своим слушателям. При таком формате могут возникнуть проблемы производства, если ведущий заболел или надолго уехал. Многие авторы начинают свои работы в такой форме.
  • Диалог: ведущий ведет беседу с гостями либо два ведущих общаются между собой. 85% аудиопередач записаны в формате диалога, потому что так проще.
  • Спектакль: мощное действо, имеет более сильное воздействие на сознание слушателей.
"Формат "спектакль" я бы назвал радиотеатром, где есть герои, музыка, погружение в историю. Если хорошо выстроен сюжет, подобраны звуки и музыка, все это создает магию подкастов", - отметил он.

Создать такой материал - очень трудоемкий процесс, который может потребовать несколько недель.

"Это сложный, но очень крутой формат, который имеет право на существование. Таких подкастов не очень много", - добавил эксперт.

После того, как автор определится с форматом, ему необходимо составить график выхода подкастов и стараться его придерживаться.

"Нужно четко определиться для себя, во сколько, когда будут выходить ваши подкасты. Эта мелочь, которая очень важна, не нужно ею пренебрегать", - сказал он.

Как собрать миллионную аудиторию в YouTube – советы от блогера Гоблина

Следующий этап – написание сценария эпизода подкаста.

"Даже если приглашаете гостя, всегда нужен сценарий. Это может быть набор вопросов, факты, структура беседы. Как правило, гости могут уйти от темы. Сценарий нужен к каждому эпизоду, каким бы простым или быстрым он ни был. Все начинается с текста", - подчеркнул Громов, при этом отметив, что всегда в самом начале следует обозначить тему, дав слушателям четко понять, о чем конкретно эпизод.

Когда сценарий написан, начинается работа с пилотным выпуском.

"Пилот – это важная история, у нас ни один подкаст не запускался без пилота. Всегда в начале мы делаем какой-то пилотный эпизод и после этого его слушаем несколько раз, и уже после обсуждения фокус-группой, получения комментариев мы дорабатываем материал", - пояснил спикер.

После этого делается пилот номер два, который, как правило, и становится первым либо нулевым эпизодом подкаста.

Для выпуска следующего материала потребуется время. Нужно запастись временем и на всякий случай записать "консервы".

"Если вдруг что-то происходит, и вы не можете записать следующий эпизод, достаете "консервы" и вставляете их в сетку подкастов. Темы для них могут быть универсальными. Нужно постараться сделать заранее несколько работ", - считает Громов.

Также он рассказал и об особенностях оформления подкастов.

Оформление визуальное – это обложка, оформление аудиальное – так называемые интро, перебивки, джинглы и все то, что есть в подкасте, кроме голоса ведущего.

"Обложка подкаста должна быть интересной. Старайтесь сделать ее такой, чтобы ее было видно, она была понятной, и самое главное, что я рекомендую: представьте, что ваш подкаст выходит уже несколько лет, и обложке вашей тоже много лет. Насколько она будет коррелировать с вашим настроением? То же самое нужно делать и при выборе названия подкаста, его эпизодов. Название – это крючок для слушателей", - уверен эксперт.

В 25-й онлайн-сессии просветительского проекта SputnikPro приняли участие представители СМИ из Казахстана, России, Азербайджана, Кыргызстана, Беларуси, Армении, Молдовы, Абхазии и Осетии.

Задеть за живое и удержать внимание: как писать, чтобы привлечь читателя

SputnikPro - это международный проект информационного агентства Sputnik, в рамках которого ведущие медиаменеджеры и журналисты проводят мастер-классы, презентации и тренинги. Следите за новостями проекта на нашей странице в Facebook.