Проблемы нового экологического кодекса обсудили в мажилисе

Модернизация технологических процессов, запрет на производство старого транспорта и экологическое страхование: в мажилисе обсудили новый экокодекс
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АЛМАТЫ, 12 окт — Sputnik. В мажилисе Казахстана обсудили новый Экологический кодекс. По мнению главы нижней палаты парламента Нурлана Нигматулина, документ прежде всего должен способствовать повышению качества жизни казахстанцев.

В обсуждении наиболее актуальных вопросов приняли участие руководители государственных органов, НПП "Атамекен", крупных отечественных предприятий, экологи-эксперты, а также представители гражданского общества. Отметим, что сейчас новый экологический кодекс находится в работе депутатов мажилиса.

Общественники раскритиковали проект перевода ТЭЦ-2 на газ в Алматы

Модернизация технологических процессов

Участники уделили особое внимание такой норме проекта нового экологического кодекса, как переход на комплексные экологические разрешения для объектов первой категории с условием внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). На это отводится 10 лет.

Из-за нового Экологического кодекса могут остановиться предприятия - КМГ
Разработчики подчеркнули, что модернизация технологических процессов позволит снизить выбросы в окружающую среду.

В качестве стимулирующих для предприятий мер предлагается освободить предприятия от экологических платежей в случае внедрения НДТ. Если компании не будут внедрять доступные технологии, для них будут постепенно повышать платы за выбросы.

Общественный деятель: пластиковое загрязнение – это новая пандемия

Мажилисмены согласились с такой нормой в законе, однако они подняли вопрос относительно предприятий, которые за 10 лет не смогут достичь установленных нормативов по отдельным показателям. Отмечается, что при неисполнении обязательств по внедрению НДТ предусматриваются штрафные санкции в виде невыплаченных экологических платежей за все годы с повышающими коэффициентами и пеней.

Нигматулин подчеркивает, что в подобных случаях важно не "загнать" эти предприятия в тупик, когда они начнут платить огромные штрафы за 10 лет. По его словам, внедрение НДТ – это вопрос не одного дня. Причем нормы по стимулированию внедрения НДТ должны способствовать технологическому перевооружению предприятий. Все это направлено на достижение стандартов ОЭСР.

"Надо понимать, что это всегда уменьшение объемов производства, это всегда сокращение рабочих мест. В общем, здесь есть большая социальная составляющая", - уточнил спикер мажилиса.

Запрет на эксплуатацию старого транспорта

Кроме того, участники совещания подняли вопрос о запрете на производство и эксплуатацию в Казахстане транспортных средств, не соответствующих требованиям техрегламента ЕврАзЭс.

Мажилисмены обеспокоены тем, что могут пострадать сельские жители, многие из которых до сих пор пользуются старой сельхозтехникой.

Токаев поручил провести масштабное озеленение Казахстана

По статистике, в стране 82% тракторов и 65% комбайнов со сроком эксплуатации свыше 15 лет, и только 30% всего парка сельхозтехники соответствует современным требованиям.

Нигматулин считает, что эту норму необходимо тщательно продумать, чтобы не было ситуации, когда сельчанам будет не на чем работать.

Экологическое страхование

В новом кодексе предусматривается, что экологическое страхование будет обязательным только для объектов I категории. Вместе с тем, в стране свыше двух тысяч объектов II категории и более трех тысяч объектов III категории, которые попадают под категорию экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности. Спикер мажилиса выразил мнение, что эти объекты тоже следует охватить экологическим страхованием.

В заключение Нурлан Нигматулин сказал, что главная цель депутатского корпуса – принять такой документ, который позволит эффективно решать вопросы защиты окружающей среды, улучшения качества жизни казахстанцев и динамичного развития экономики с учётом реалий сегодняшнего дня. Он заявил, что, прорабатывая каждую новую норму, все руководствовались принципом не навредить: ни экологии, ни обществу, ни экономике.