10:50 31 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD432.64
  • EUR505.02
  • RUB5.47
Общество
Получить короткую ссылку
28101

Вместо реконструкции существующей ТЭЦ-2 необходимо строить новую, соответствующую "зеленым" стандартам, утверждают общественники

АЛМАТЫ, 22 сен — Sputnik. В южной столице ожидается модернизация ТЭЦ-2 – уже через несколько лет станция будет работать на газе. Эксперты в сфере энергетики в ходе онлайн пресс-конференции высказали свое мнение относительно такого подхода.

Эксперт общественного движения "Чистый воздух Алматы", а в прошлом управляющий директор АО "Самрук-Энерго" Александр Ли рассказал, что вопрос реконструкции ТЭЦ-2 в южной столице обсуждается последние 10 лет. Причем мнения по поводу модернизации кардинально меняются.

Власти предложили алматинцам подключить дома к газу в рассрочку

"С тех пор идут различные споры, можно или нельзя переводить станцию на газ. В 2017 году даже было сделано технико-экономическое обоснование, согласно которому нельзя перевести. Но спустя два года выяснилось, что, оказывается, можно. Почему-то постоянно меняются подходы, принципы. Ключевой заинтересованной стороной здесь являются алматинцы – мы потребители продукции ТЭЦ-2 (тепло и энергия), с другой стороны, мы – "потребители" выбросов этой станции. Однако никто мнения горожан не спрашивает", - сказал Александр Ли.

Он подчеркнул, что все принимаемые последние годы решения рассматриваются без какого-либо учета интересов рядовых алматинцев.

Александр Ли отметил, что власти решили перевести старую угольную станцию на сжигание газа с заменой турбогенератора. Он недоумевает, почему было решено отказаться от использования угля.

Стало известно, когда ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 переведут на газ в Алматы

"Передовой опыт современных стран говорит: сжигание угля – очень экологичный процесс. У нас почему-то приводятся доводы, что это не так, золу от угля нельзя утилизировать. А ее в других странах используют при создании стройматериалов. Нас оставили без вариантов выбора. Не советуясь. Говорят, что будут переводить на сжигание газа. Непонятно почему, но на реализацию проекта отводится 9 лет. Отмечу, что сам процесс перевода занимает максимум 4 года. Ощущение, что нынешнее руководство АУЭС и "Самрук-Энерго" просто не хочет брать на себя ответственность", - сказал Ли.

Тарифы, выбросы и "зеленые" стандарты

По его словам, еще одной причиной, почему не стоит реконструировать старую станцию, является то, как это отразится на тарифах для простых горожан.

Расчет тарифов он назвал непрозрачным и подчеркнул, что неясно, как он складывается. Сколько будет стоить газ, заявил Ли, тоже никто не говорит. Между тем он отметил, что в будущем цена на газ, по всей вероятности, будет расти, а на уголь – падать.

Как Алматы готовится к отопительному сезону

С ним согласен и российский эксперт Борис Механошин. Его алматинские общественники привлекли в качестве независимого специалиста, обладающего большим опытом в энергосфере.

"К сожалению, в принятии таких программ достаточно мало внимания уделено стоимости инженерных решений. От них зависит экономика будущего для любого энергообъекта. Когда мы берем любой параметр европейской модели, к примеру, выбросы – это один из кирпичиков огромной системы, которая была построена на многих ошибках и опыте. В Алматы взяли один параметр. Грубо говоря, собираемся перейти на "зеленую" энергетику", - сказал Механошин.

По мнению эксперта, правильнее будет перейти к газотурбинному циклу выработки энергии. Это, по его словам, позволит повысить коэффициент полезного действия станции до 52%. Использование же парогазовой установки, продвигаемой властями, имеет КПД в 37%.

Как влияют ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 на воздух в Алматы

"Если мы остановимся на парогазовом центре, все возможности сужаются. Если мы принимаем вариант реконструкции котлов, весь мой опыт подсказывает, что расходы будут удваиваться каждые два года. Парогазовые установки практические не строятся уже 30 лет. В основном в развитых странах используют газотурбинные установки с очистительным котлом. Сжигание газа в котлах давно не считается решением, устойчивым к будущему", - заявил Механошин.

По его словам, к проекту необходимо подключать "свидетелей из народа" - общественников, заинтересованных людей, компетентных в вопросах энергетики, которые могли бы участвовать во всех процессах принятия решений, контролировать ход программы, в том числе формирование тарифов.

Инвестиции в будущее

Александр Ли отметил, что, согласно данным Всемирного банка развития, потери ВВП Алматы от болезней, связанных с загрязнением воздуха, составляют порядка 500 миллионов долларов в год.

"У нас в стране есть фонд инвестиций для будущих поколений – национальный фонд Казахстана. Мы предлагаем направить средства из этого фонда именно на строительство новой станции вместо реконструкции старой. Это и будет инвестицией в будущие поколения", - отметил Ли.

Кроме того, по его словам, строительство станции из средств Нацфонда позволит повышать тариф постепенно. К тому же не потребуется возвращать заемные средства. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы строить новую станцию, а не ремонтировать старую, подчеркнул он.

Разработан детальный план по решению проблем экологии Алматы

"В этом и есть наша идея – не заниматься реконструкцией старых котлов, а строить новую газотурбинную станцию рядом с ТЭЦ-2. Там есть участок земли, на котором можно это осуществить. Срок строительства такой станции – 2-3 года", - сказал Александр Ли.

Говоря о технологии работы газотурбинной станции, Ли отметил, что в этом случае будет работать газовая турбина, которая превращает выбросы в пар. Этот пар, в свою очередь, будет использоваться для прогревания горячей воды.

ТЭЦ переведут на газ

Ранее стало известно, когда ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 переведут на газ в Алматы - планируется, что ТЭЦ-2 закончат модернизировать в 2024 году, а ТЭЦ-3 – в 2025-м.

Проект перевода ТЭЦ-2 основан на реконструкции энергетических котлов. Стоит отметить, что прежде все варианты по улучшению станции были обсуждены с общественностью мегаполиса.

Влияние ТЭЦ на воздух в Алматы неприятно удивило экспертов Минэкологии. Специалисты сравнили экологическую ситуацию в городе до карантина, когда в Алматы курсировало большое количество транспорта, и во время карантина, когда автомашин на дорогах стало намного меньше.

Раньше считалось, что определяющим фактором загрязнения воздуха в Алматы является транспорт. Но карантин помог провести важное сравнение. 

"Мы пришли к интересным фактам. Во-первых, мы всегда раньше считали, что влияние ТЭЦ-2 не настолько большое. Мы всегда, откровенно говоря, грешили на автотранспорт. Но в процессе карантина мы увидели, что влияние нижней части города - это район Бурундай, вплоть до улицы Толе би и, если двигаться в центр до улицы Сейфуллина, это вся зона, которая находится под влиянием ТЭЦ-2", - заявлял ранее глава Минэкологии Магзум Мирзагалиев.

Теги:
экология, Алматы, ТЭЦ
Загрузка...

Главные темы

Орбита Sputnik