До сих пор снится "Динамо": бронзовый призер Олимпиады-1980 о своей карьере в Алматы

Игрок сборной СССР по хоккею на траве Александр Мясников рассказал о том, как оказался в Алматы, ошибках на Олимпиаде и любви к Казахстану
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

НУР-СУЛТАН, 19 июл — Sputnik, Артур Шишига. Бронзовый призер Олимпийских игр 1980 года в составе сборной СССР по хоккею на траве Александр Мясников в эксклюзивном интервью корреспонденту Sputnik Казахстан рассказал о главном тренере своей жизни и эмоциях от завоевания бронзовой медали в матче с Польшей.

- Если начать сначала, как вы оказались в хоккее на траве?

Казахстанский ватерполист рассказал, как забил "золотой" гол на Олимпиаде-80 - видео
Я начал заниматься хоккеем с мячом в детско-юношеском центре города Сызрани в девять лет. В то время в СССР еще не культивировался хоккей на траве. Поэтому зимой мы играли в хоккей на льду, а летом занимались футболом. В 1969 году Федерация приняла решение о развитии олимпийского вида спорта - хоккея на траве. Ввиду этого, мы стали летом вместо футбола играть в хоккей на траве. Переключиться было несложно, в целом техника игры та же – просто играли без коньков и клюшки поменьше.

- Хоккей на траве не самый популярный вид спорта. Чем вам он нравится?

У нас в стране был очень популярен хоккей с мячом на льду. Однако летом не поиграешь, льда уже нет, а желание круглый год играть в хоккей было огромным. Поэтому мы очень обрадовались, когда появилась возможность играть в хоккей на траве летом. Тем более на тот момент он был олимпийским видом спорта. Так что мотивация и желание были огромны.

На память об Олимпиаде: драгоценные артефакты СССР

- Как получилось так, что из Сызрани вы перебрались в алматинский "Динамо"?

На юношеском уровне у нас проводились всесоюзные соревнования, где, в том числе, проходили отбор и селекция игроков. На одном из таких турниров на меня обратил внимание наш великий тренер Эдуард Фердинандович Айрих и пригласил к себе в "Динамо". 11 июля 1978 года я отправился, как сейчас считаю, на свою вторую Родину – город Алматы. Следующие пятнадцать лет я выступал за алматинский клуб, из него же меня пригласили в сборную СССР.

- В чем был секрет успеха "Динамо" Алматы?

Как лошади могли помешать церемонии открытия Олимпиады-80
Я думаю, это мудрость Эдуарда Фердинандовича. Во-первых, он подобрал правильный коллектив единомышленников, который шел к поставленным задачам. Во-вторых, у нас в команде были на первом месте дисциплина и порядок. Заложенный Айрихом фундамент еще много лет работал на благо хоккея на траве. Можно сказать, что успех сборной СССР тоже закладывался в "Динамо".

- Что для вас было особенным с Олимпиады-80 в Москве?

То, что Олимпийские игры были впервые у нас на Родине, давило особым грузом ответственности. Хотелось как можно лучше выступить перед родной публикой. В памяти осталось прощание с Олимпиадой. Много сил было вложено до нее, поэтому закрытие и улетающий Мишка навсегда остались в моей памяти.

- Кто был лидером сборной на Олимпийских играх?

Лидерами той команды были ребята постарше – Леонид Павловский, Фарит Зигангиров, Вячеслав Лампеев, Сос Арапетян. Все-таки мое поколение помоложе. У нас была команда – если кто-то сегодня ошибся, то другие всегда приходили на помощь. У нас командный вид спорта, поэтому был отлажен механизм взаимовыручки.

- Эдуард Фердинандович не поехал на Олимпиаду из-за операции. Это сказалось на итоговом результате или выше бронзы завоевать медали не удалось бы?

Я считаю, третье место не было нашим потолком. У меня, в том числе, были ошибки из-за чрезмерного волнения. Думаю, если Эдуард Фердинандович был бы у руля, результат мог быть лучше.

- Фарит Зигангиров в интервью сказал, что будь состав на матч с Испанией другим, можно было бы бороться за серебро. Например, с первых минут не играл Олег Загороднев, который был одним из лидеров сборной. Что думаете на этот счет?

Я согласен с его мнением. Возможно, какая-то тактическая ошибка была у тренерского штаба тогда. Повторюсь, если с нами был бы Эдуард Фердинандович, благодаря его мудрости и чутью мы могли бы претендовать на место повыше.

- В группе вы обыграли поляков легко – 5:0. Матч за бронзу с ними же был весь на нервах, и вы победили минимально – 2:1. Почему такая разница в матчах с одной и той же командой?

"Поехали болеть за Серика!" - чем запомнилась Олимпиада-80 для молодого казахстанца
Много времени прошло, поэтому какие-то тонкости и детали тех матчей из памяти ушли. А вообще в матчах за медали не так важен счет, как сам итоговый результат. Иногда достаточно просто одного забитого гола. В групповых матчах такого напряжения нет. Чем больше ты можешь забить, тем больше можешь и пропустить. Поэтому в матче за третье место играли осторожно, понимая, что все стоит на кону.

- В каком году вы закончили выступать за сборную?

Я еще съездил в Сеул на Олимпиаду в 1988 году. В 1989 году было десять лет, как я привлекался в сборную – в том году карьеру и закончил. За "Динамо Алма-Ата" я продолжил играть до 1991 года. Сразу после завершения карьеры меня пригласили в тренерский штаб "Динамо". Там проработал до 1993 года.

- Как дальше сложилась ваша карьера?

В 1993 году я вернулся в Сызрань. Начал работать тренером в местной команде по хоккею с мячом. Потом все-таки убедили, что нужно возродить хоккей на траве в Сызрани, хотя бы на юношеском уровне. Поэтому я перешел в областную спортивную школу, в которой работаю до сих пор в отделении хоккея на траве. Поэтому, можно сказать, вся моя жизнь связана с хоккеем на траве.

- Наверняка вы знаете о печальной судьбе вашего родного клуба "Динамо" Алматы. Его больше нет. Удается следить за судьбой хоккея на траве в Казахстане и что думаете по этому поводу?

Да, конечно. Общаюсь с Сериком Ахметовичем Калимбаевым (генеральный секретарь Федерации хоккея на траве – Sputnik), созваниваюсь с Фаритом Зигангировым. Такая печальная тенденция происходит не только в Казахстане. После распада СССР наступили не лучшие времена для спорта в целом и для хоккея на траве в частности. Было трудно в 90-е удержать команду на том уровне. Сейчас же отдельные попытки где-то что-то возродить не дают положительного результата.

- Насколько известно, пять человек из сборной СССР 1980-года были из Самарской области. В каком состоянии сейчас хоккей на траве у вас в области?

Да, я и братья Плешаковы из Сызрани. Миша Нечипуренко и Миннеула Азизов из Новокуйбышевска.

У нас такое же печальное состояние - нет ни одной команды мастеров в области. Мы не принимаем участия в соревнованиях. Просто работа с ребятами в детско-юношеской школе. Если есть финансирование, то участвуем в юношеских первенствах.

- Простите за прямой вопрос: зачем приходят дети к вам, если они знают, что нет профессиональной команды? Куда им потом идти?

Коктейль "Дайкири" и "секретная" слеза Мишки - как журналисты освещали Олимпиаду-80
Дети приходят в том возрасте, когда у них еще нет сформированного мнения о том, кем они хотят стать в будущем. Им просто нравится хоккей на траве. Дальнейшее их развитие зависит не от них и не от нас, к сожалению.

- Что происходит с теми детьми, которые вырастают и хотят стать хоккеистами? Куда им идти дальше?

У нас есть связи с командами из других регионов России. Лучшие ребята уезжают на просмотр в Екатеринбург, Азов, Электросталь и Москву. Примерно по такой же схеме я в свое время из Сызрани попал в Алматы. Даже в мое время в Сызрани взрослый хоккей был неперспективным. Что уж говорить про сегодняшний день…

- Как думаете, спорт должен финансироваться из государственных или частных денег?

Все источники пригодятся. Основное, конечно, это государственная поддержка. Тем не менее, это должно быть комплексное финансирование, потому что государство в одиночку не справится со всеми видами спорта.

- Давайте поговорим о вас. Какой у вас любимый вид спорта кроме хоккея?

Футбол, хоккей с шайбой. Смотрю за результатами "Барыса". Когда (Андрей) Аршавин играл за алматинцев, внимательно следил за "Кайратом".

- Есть у вас любимое хобби?

Люблю на даче поковыряться. У нас город на Волге, поэтому, когда есть возможность, люблю порыбачить.

- Вы довольны своей карьерой как игрока и как тренера?

Да, все сложилось замечательно. Я очень признателен, что в свое время был приглашен в Алматы – это были лучшие годы моей жизни. До сих пор мне снится стадион "Динамо" - во сне пытаюсь выйти на поле, и не получается. Снятся мне все ребята, с которыми играли вместе. У нас была многонациональная команда: тренер - немец, были игроки украинцы, казахи, русские, татары. Все дружно и сплоченно жили и работали.

Низкий поклон казахской земле – это моя вторая Родина. В 2017 году нас собирали в Астане (сейчас – Нур-Султан) на 25-летие Олимпийского комитета Казахстана. Очень приятные чувства и воспоминания у меня связаны с Казахстаном. У нас была одна семья. Спасибо, Казахстан!

- Спасибо и вам за беседу!