НУР-СУЛТАН, 18 июл — Sputnik. Президент АО "Западно-Казахстанская РЭК", заслуженный энергетик Казахстана Яхия Чудров в 1980 году был 23-летним комсомольцем и футболистом. В составе 30 человек молодежи Уральска он отправился на Олимпиаду в Москву.
- Как вы попали на Олимпиаду и что вам больше всего запомнилось?
- Для меня Олимпиада была настоящим событием. Помимо спорта – это еще и пик солидарности всех людей на планете.
Тогда было бюро молодежного туризма "Спутник". Оно формировало делегации. От нашей области было около 30 человек молодежи. Мне было 23 года. Среди комсомольских работников я занимался спортом – футболом. В частности, и поэтому прошел отбор.
Сначала мы приехали в Киев, потом в Москву. Были всего несколько дней, кроме спортивной была насыщенная культурная программа. Так что впечатлений – масса.
Из спортивных мне запомнилась легкая атлетика, 100-метровку выиграла советская бегунья Людмила Кондратьева, видел ее победу.
Но для нас, казахстанцев, очень важным был бокс – с нетерпением ждали боя Серика Конакбаева.
Поединок с Жаксылыком Ушкемпировым я не видел. Он стал первым казахом, который взял "золото", но нашим кумиром тогда был Конакбаев.
- Любители бокса до сих пор спорят – некоторые считают, что победу должны были присудить Конакбаеву.
- Так и есть! Он был фаворитом. Серик боксировал в финале с Патрицио Олива. Конечно, все болели за Серика, советского боксера – а мы, казахстанцы, особенно. И все считали, что он был самым техничным бойцом олимпийского турнира. Не было сомнений, что он выиграет.
Но никто тогда не знал, что Серик получил в полуфинале травму. Вел бой достойно, но, к сожалению, у Серика осталось серебро.
А Олива получил специальный приз - Кубок Вэла Баркера, как лучший боксер. Он вручается самому техничному боксеру Олимпийских игр с 1936 года по сегодняшний день. И он должен был достаться Серику по праву.
Серик был настоящим кумиром молодежи в то время.
- Удалось ли вам встретиться с ним на Олимпиаде?
- Тогда – нет, но потом мы с ним познакомились, подружились, работали в комсомольской организации. Я с Сериком в хороших отношениях.
Было удивительно, я ведь за Серика болел, а потом мы встретились с ним в жизни. Это было в 80-е годы, до сих пор поддерживаем друг друга. Он очень хороший человек.
- Какие сувениры вы привезли с Олимпиады, может быть, что-то храните до сих пор?
- Сувениры привозил, да все подарил, наверное. Самым главным, что "храню" до сих пор, стал первый опыт общения с зарубежными людьми, зарубежными сверстниками. Для нас это были новые возможности, другое мировоззрение.
Мне кажется, сейчас Олимпийские игры уже воспринимаются не так, как тогда. Тогда они были центральным событием, которого ждали, к которому готовились. Сейчас на Игры уже не обращают такого внимания.
На память об Олимпиаде: драгоценные артефакты СССР
- Были ли какие-то инциденты во время поездки, забавные случаи?
- Дорога домой была очень длинной – была плохая погода, мы долго просидели в аэропорте. Но впечатления, которые мы тогда получили, перекрыли все. Это был дух праздника, ощущение, что соприкоснулся с планетарным явлением, оно перекрывает любые другие моменты.
Побывал на 7 Олимпиадах – как казахстанец попал на Игры в Москве
Кто такой Яхия Чудров
Яхия Киндашевич родился 17 сентября 1957 года в селе Первомайское Дергачевского района Саратовской области.
Более 14 лет посвятил комсомольско-партийной работе, начиная инструктором Уральского горкома комсомола и завершив секретарем ЦК ВЛКСМ.
Заслуженный энергетик Казахстана, член-корреспондент Национальной инженерной академии.
Почетный профессор Академии труда и социальных отношений. Президент Казахстанско-российской региональной ассоциации по хоккею с мячом.
Награжден орденом "Құрмет" (Почет).