Это не наш выбор: мать семерых детей о работе в ночь и жизни во времянке в Астане

Мать семерых детей, проживающая во времянке в жилом массиве Астаны, рассказала о бесполезности подвески "Алтын алқа", мизерном пособии и вынужденных выходах в ночную смену
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 10 фев – Sputnik, Айгюзель Кадир. Отполированные высотки тянутся вверх, и снежные хлопья падают на мерзлые дороги – артерии города. Минут 20 езды от Байтерека без пробок, и мы оказываемся среди невзрачных дачных домиков, которые обогнул столичный лоск. Неподалеку от международного аэропорта расположен поселок Пригородный, который именуют сейчас жилым массивом. Здесь в стесненных условиях проживает мать семерых детей Лаура Базарбаева.

Подработки, долги и кредиты – как живет многодетная мама

Лаура Базарбаева приехала в столицу из Кызылорды в 2005 году. Четырнадцать лет назад она с мужем и детьми решила связать свою судьбу с главным городом страны, найти хорошую работу и жить на достойный оклад. Но сегодня все, на что она может рассчитывать, – это зарплата в 80 тысяч тенге (212 долларов) и пособие в 16 160 тенге (43 доллара) на всех детей.

Акимат Астаны обещает решить проблемы времянок
Три года назад благодаря родственникам она заселилась во времянку на территории частного дома. Хозяин разрешил на зиму переселиться в большой дом, но летом дети и взрослые вновь окажутся во времянке.

"Родственник хотя и говорит, что ему не нужно денег от нас, мы ему по возможности отдаем 15-20 тысяч тенге (40-50 долларов). В любой момент дом могут продать. Придется, как прежде, скитаться по съемным квартирам. Да и то неизвестно, пустят ли нас с детьми", - рассказывает Лаура Базарбаева.

Какие пособия и льготы доступны многодетным семьям в Казахстане

Из бытовой техники – старые холодильник, телевизор и плита. Рядом – газовый баллон, приближаться к которому детям в доме запрещено. Питьевой воды нет, приходится покупать в бутылках или наполнять из колонки.

Это не наш выбор: мать семерых детей о работе в ночь и жизни во времянке в Астане

"Пособие, которое я получаю, - 16 160 тенге ($43) на всех детей. Адресную социальную помощь мне не дали, так как сказали, что мой доход превышает "продовольственную корзинку" на 238 тенге ($0,63). У меня, оказывается, должна быть зарплата 40-50 тысяч тенге ($106-132). Как я буду на 50 тысяч жить? Муж попал под сокращение и по состоянию здоровья не может работать. Дворником за 42 тысячи ($111) работать отказался. У него повышенное давление и проблемы с сердцем. Иногда выходит на подработку", - делится многодетная мама.

Многодетные матери добились встречи с руководством Астаны
Мать семерых детей работает в прачечной в одном из известных столичных отелей. Время от времени берет дополнительную нагрузку, убирая номера, иногда выходит в ночную смену. Зарплату в 80 тысяч тенге она потратит на оплату кредита и раздачу долгов – в продуктовом она задолжала уже 63 тысячи тенге ($167).

"Говорят, что это "наш выбор". Это просто смешно. Если бы было нормальное пособие, нормальная заработная плата, я понимаю. Мы бы в эти ночные смены не пошли бы работать", - говорит женщина.

Как многодетная мама растит чемпиона

Старшему сыну Лауры Ондасыну, который помогает семье и иногда подрабатывает в сфере услуг, 16 лет. Подросток учится в многопрофильном колледже при акимате Астаны на автомеханика. В год мама оплачивает за сына 150 тысяч тенге ($397).

Это не наш выбор: мать семерых детей о работе в ночь и жизни во времянке в Астане

Ондасын десять лет занимается казахской борьбой (казакша курес) и хочет посвятить свою жизнь спорту. За его плечами уже немало достижений – после победы на чемпионате Казахстана он стал кандидатом в мастера спорта, а на мировом первенстве получил золото.

Это не наш выбор: мать семерых детей о работе в ночь и жизни во времянке в Астане

Он с гордостью рассказывает о маме, которая изо всех сил пытается поднять детей на ноги.

Пылится в доме – о "пользе" подвески "Алтын алқа"

За рождение четырех сыновей и трех дочерей Лаура Базарбаева получила от государства награду – подвеску из латуни "Алтын алқа" (Золотая подвеска). Самой старшей дочери – 22 года, замужем. Младшим близнецам по три года.

"Алтын алқа" дома пылится, никакой пользы не вижу от нее. Помню, повесили на нас, да и букет роз дали. И все", - вспоминает жительница столицы.

Торговые центры и рынки, прогулки в выходные дни – обо всем этом Лаура давно забыла. Она уже не помнит, когда в последний раз покупала своим детям вещи. Младшие донашивают за старшими, ненужную ношеную одежду приносят семье родственники.

Это не наш выбор: мать семерых детей о работе в ночь и жизни во времянке в Астане

Страшная трагедия, унесшая жизнь пятерых детей в Астане, шокировала Лауру. Она делится, что, услышав скорбную весть, обняла своих мальчиков и девочек и не смогла сдержать слез.

Это не наш выбор: мать семерых детей о работе в ночь и жизни во времянке в Астане

"Печь топим постоянно. Минимум пять-шесть ведер угля уходит в день, с начала зимы использовали порядка пяти тонн. Одна тонна стоит 15 тысяч тенге (около $40). Ни разу к нам не приходил инспектор из пожарной части. После случившейся трагедии я слышу, что по всем частным домам разъезжают, но у нас еще никого не было", - говорит Лаура.

Кому казахстанец купит квартиру: поступило тысячи обращений от малоимущих
Лаура Базарбаева, отчаявшись, написала заявление местным властям, чтобы они помогли ей справиться с нуждами.

"Прежде никогда не ходила в акимат и так далее. В департаменте жилья мне просто сказали: "Вы не для нас рожали, ждите своей очереди", - добавляет многодетная мама.

В 2011 году женщина встала в очередь на жилье, зарегистрировалась под номером 11 000. Сегодня она в списке пятитысячная. Многодетная семья хочет получить собственную крышу над головой и не сидеть на пороховой бочке.

Это не наш выбор: мать семерых детей о работе в ночь и жизни во времянке в Астане