Куда исчезали женщины Шалкара
Жуткая история началась летом 2009 года. Всего за неделю в отдел полиции небольшого городка поступили заявления о бесследном исчезновении трех женщин.
Как рассказала подруга Новицкой, вечером 7 июня Ольга звонила ей и приглашала весело провести время со своими старыми друзьями. Получив отказ, она о чем-то весело пошутила и сбросила звонок. С тех пор она словно сквозь землю провалилась, а ее мобильник был отключен.
Прошло всего два дня после пропажи Новицкой, а в полицию с заявлением об исчезновении еще одной местной жительницы пришли ее дети.
Уже вполне самостоятельные молодые люди рассказали, что давно живут собственной жизнью. После кончины отца они начали замечать, что их мать Жанат Сеитова периодически стала пропадать из дома на несколько дней. Но всегда и неизменно возвращалась. В этот же раз ее не было слишком долго. Ни у кого из родственников женщина тоже не объявлялась. Полицейские приняли заявление и начали поиски.
Все, что было известно — в тот день она вернулась в Шалкар из Актобе, а перед отправлением поезда с вокзала позвонила мужу и сообщила, что у нее все в порядке. Тем не менее дома она так и не появилась. Хотя факт того, что она добралась, сомнений не вызывал: у дома мужчина обнаружил сумки пропавшей бесследно жены.
Почему преступникам удалось ускользнуть прямо из рук полиции
Исчезновение в маленьком городке и за короткое время сразу трех женщин взбудоражило всю округу. Но несмотря на то, что тут же поползли слухи о том, что орудует маньяк, полицейские не спешили связывать все три факта в одну цепочку: пропавших без вести практически ничего не объединяло.
Отрабатывая ряд версий, следователи не исключали причастность к пропаже Жанузаковой и ее мужа: в первую очередь они рассматривали вариант семейного скандала с драматической развязкой, после чего, избавившись от тела, он мог заявить об исчезновении в правоохранительные органы. Но эту версию очень быстро отмели — у мужчины было железное алиби.
В отсутствии иных версий, как и происходит обычно в такой ситуации, оперативники начали работать с подучетным контингентом: уголовники, наркоманы, алкоголики ежедневно доставлялись в отдел и проверялись на возможную причастность к исчезновению женщин. Так в орбите их интересов оказались братья Мамытовы.
В отдел полиции все трое Мамытовых были доставлены на утро после крупной попойки. Сбивчиво, но вполне уверенно они рассказали, что работают на строительстве дома и весь прошлый вечер провели, отмечая аванс, за выпивкой, со своим старым знакомым Сагдатом Каразбековым. Этот персонаж оказался полицейским еще более знакомым, нежели братская троица.
На прямой вопрос о том, что он знает о пропавших женщинах, в том числе и Динаре Жанузаковой, и не причастен ли он к ее похищению, Каразбеков ответил, что ни за что не стал бы связываться с похищением и вымогательством.
Тем временем кропотливый опрос населения дал свои результаты: подростки стали свидетелями похищения и видели, как Жанузакову затолкали в машину и увезли. Правда, номера авто дети не видели, так как все происходило на довольно большом расстоянии. Но по шуму двигателя и внешнему виду машины смогли сориентироваться и определить, что это была, скорее всего, "Жигули" 99-й модели.
Из-за отсутствия прямых улик Мамытовых и Каразбекова пришлось отпустить.
Кто и как обнаружил останки тела Ольги Новицкой
Скудная информация о транспорте, на котором, предположительно, похитители увезли Жанузакову, не помогла расследованию продвинуться ни на шаг. Таинственные "Жигули" разыскивали по всей Актюбинской области, но все было тщетно. Ориентировки с данными пропавших женщин разослали во все УВД страны.
Только спустя больше полугода, когда на раскрытие преступлений не оставалось почти никаких шансов, появилась тонкая ниточка, которая впоследствии поможет найти и наказать преступников.
Женский скелет в зарослях на берегу небольшого водоема неподалеку от Шалкара обнаружили отдыхающие и сразу же сообщили об этом в полицию. Почти ни у кого не возникло сомнений в том, что это останки одной из пропавших недавно женщин. Но точно могла установить только генетическая экспертиза.
То, что принадлежность останков конкретному человеку была установлена, увы, не давало полицейским ни одного ответа на вопросы о том, как погибла Новицкая, случайной была ее смерть или с ней все же расправились, и если так, то кто мог это сделать.
Новые факты по делу, и на этот раз более весомые и конкретные, появились у оперативников только в 2012 году, когда дело уже практически считали "глухарем" с полным отсутствием перспективы.
Что заставило преступника чистосердечно раскаяться
В феврале в руки полицейских за кражу вновь попал Сагдат Каразбеков. Именно он на одном из допросов неожиданно заявил, что ему известна судьба всех трех женщин, несколько лет назад пропавших в городе.
И, как оказалось, страх этот был вполне оправданным. Мамытовы уже предпринимали попытку устранить опасного для себя соучастника, якобы случайно столкнув Каразбекова со строительных лесов. Однако падение оказалось "удачным" и он отделался всего лишь парой ушибов.
Признание старого уголовника позволило вновь задержать Мамытовых и начать с ними плотную работу. Разведя их по кабинетам, оперативники начали выяснять, что произошло с похищенной Динарой Жанузаковой. Все трое, осознав бессмысленность отрицания уже имевшихся у следствия фактов, дали признания. И если исход произошедшего был одинаков в каждом рассказе, то сам процесс того, как все происходило, каждый из задержанных "рисовал" по-своему.
Допросы по каждому конкретному факту шли долгие недели: следствию было важно установить, кто из задержанных и какую роль играл в совершении убийств, чтобы четко квалифицировать их действия.
Как происходили расправы над женщинами
Свою знакомую Ольгу Новицкую на очередную попойку с братьями пригласил Сагдат Каразбеков. Позвонив ей и попросив позвать с собой подругу, он очень расстроился, когда та приехала одна. Тем не менее банкету, который был уже в самом разгаре, это помешать не могло.
А вот Сагдат уверял, что топили женщину именно братья, в то время, когда он спал на берегу, ни о чем не подозревая. По его словам, когда он проснулся, Новицкая была уже мертва, и один из братьев – Жасулан, переплыл на другой берег и спрятал труп в камышах.
Очередное убийство — Жанат Сеитовой — Мамытовы и Каразбеков совершили тоже после очередной попойки. Ее они встретили в тот момент, когда от безделья бродили по городским улицам. Выпить с троицей женщина согласилась, потому как ранее их знала и угрозы от них не чувствовала.
Еще когда старые знакомые выпивали в автомашине, братья решили продолжить веселье за городом, куда впоследствии и вывезли Жанат. И опять же, детали расправы с ней разнились в рассказе каждого из братьев. Выяснить, подверглась ли женщина насилию, полицейским не удалось.
После убийства преступники слегка "прикопали" тело жертвы и уехали. Но уже на следующий день вернулись обратно. Желая окончательно скрыть следы своего зверства, они расчленили тело, сложили в мешок, вывезли еще дальше в степь, вырыли яму, сожгли и зарыли.
С третьей женщиной – Динарой Жанузаковой — убийцы расправились за проявленное к ним неуважение. Хотя после первых двух признаний все понимали, что грубость, которую отпустила в их адрес случайная прохожая, отказавшись от их предложения вместе выпить, была лишь предлогом.
Схватив несчастную за волосы, Каразбеков ударил ее головой о стену, затолкал в автомобиль, и банда вновь отправилась на свое излюбленное место – поляну, расположенную за городом. На пустыре несчастную жестоко изнасиловали все преступники и решили убрать ее как ненужного свидетеля.
Жители Шалкара требовали самосуда
Протрезвев и опомнившись после своей очередной звериной выходки, зная, что по городку уже поползли самые невероятные слухи, Каразбеков и Мамытовы решили затаиться и не привлекать к себе лишнего внимания. За те почти три года, которые прошли после того, как их выпустили из отдела полиции, не найдя улик, двое из них даже успели создать собственные семьи.
Приговор по этому резонансному делу был вынесен в середине августа 2012 года.
Пожизненное лишение свободы было назначено как предполагаемым лидерам банды, отличавшимся особой жестокостью, — Жасулану Мамытову и Сагдату Каразбекову. Старший из Мамытовых, Нурлан, проведет в местах заключения 25, а его брат Ерлан – 23 года.