История формирования нового экстремиста
Уроженец Карагандинской области Мейраш Алимжанов был обыкновенным, ничем не выделявшимся из числа своих сверстников, подростком. Вспоминая о его детстве и юности, друзья и родные не могли сказать о нем ничего плохого. По их словам, он рос настоящим патриотом, а потому отвергал все иностранное. В юности стал увлекаться национальными видами спорта, в том числе и борьбой. А в 2000-м неожиданно сказал родителям, что намерен поступить в медресе (мусульманское учебное заведение).
Именно получая обучение в медресе в Южно-Казахстанской области, Алимжанов познакомился с неким Тажибаевым. Несмотря на свою молодость, парень уже входил в состав известной в центральноазиатских странах экстремистской группировки "Исламское движение Узбекистана".
То, о чем рассказывал Мейрашу новый знакомый (а проповеди были далеко не о мире и человеческих добродетелях), казалось молодому человеку очень романтичным и правильным. Он быстро проникся новой идеологией о борьбе с неверными и вооруженном джихаде на пути Аллаха и вскоре тоже примкнул к экстремистской группировке. Новые учителя молодого человека были рады его появлению в своих рядах: он оказался исполнительным, преданным и исключительно фанатичным.
Отголоски взрывов у посольств США и Израиля в Узбекистане
Впервые в поле зрения правоохранительных органов Мейраш Алимжанов попал в 2005 году. Именно в это время борьба с религиозными фанатиками в Казахстане вышла на новый уровень. Причиной тому стал теракт, совершенный экстремистами в Ташкенте 30 июля 2004 года. Тогда террористы-смертники почти одновременно совершили самоподрывы у посольств США и Израиля. Третьей их целью был офис главного прокурора Узбекистана. В результате хорошо спланированного и подготовленного террористического акта погибли два человека, еще девять получили ранения. Жертв среди иностранных граждан удалось избежать.
Так, в 2005 году в руки оперативников попал некий Беймурзаев. В процессе следствия выяснилось, что, помимо экстремистской деятельности в нашей стране, еще в 1999 году в соседнем Узбекистане он участвовал в нескольких террористических атаках, а в начале двухтысячных вошел в костяк состава местного отделения Аль-Каиды (запрещенная в Казахстане террористическая организация) — Джамагат моджахедов исламского джихада. Также выяснилось, что он обладал исключительным даром убеждения и сумел создать в разных городах несколько ячеек, в которые входили более 80 человек. В одну из них, шымкентскую, вместе с братьями Кадирахуновыми, Маматкуловым и Тажибаевым входил Мейраш Алимжанов. Но до них правоохранители добрались только в 2006 году.
На время следствия большую часть экстремистов отправили под арест. И только Алимжанов, на тот момент еще не успевший натворить чего-то серьезного, оставался под подпиской о невыезде. Именно этим он и воспользовался для того, чтобы скрыться и на долгие годы затеряться на бескрайних просторах Казахстана.
Несмышленый юнец превратился в матерого фанатика
Схватить Мейраша Алимжанова, а впоследствии и всех остальных членов его джамагата (террористическая ячейка), спецслужбам удалось только в 2011 году в Алматы. Правда, по документам в руках оперативников оказался Руслан Амринов. Именно под этим именем и по поддельным документам все эти годы скрывался Мейраш Алимжанов. Впрочем, в кругах братьев по вере его тоже знали под несколькими именами: Кайрат, Асет, Омар и Абдулла.
Скрывать что-либо дальше было бессмысленно и Алимжанов согласился сотрудничать со следствием.
Уже на первом допросе Мейраш рассказал, что, когда в 2006 году были арестованы его сподвижники, в том числе и Тажибаев, а годом ранее осудили Баймурзаева, он решил затеряться в Алматы и уже там собрать свою собственную группировку. Главной задачей он ставил себе вербовку террористов-смертников, готовых в любой момент исполнить его приказ.
Имея за плечами определенный опыт, Алимжанов не стал искать новых путей и начал действовать по уже проверенной схеме, подыскивая соратников в городских мечетях. Первым из них стал Ербосын Исабеков.
Старые связи и первый неудачный опыт
В силу ряда жизненных проблем Ербосын Исабеков быстро поддался проповедям Алимжанова и, спустя всего пару недель, из скромного парикмахера превратился в настоящего фанатика нового учения. Его совершенно не пугало, когда в своих проповедях Мейраш говорил о том, что на пути Аллаха необходимо быть готовым в любой момент отдать жизнь в борьбе с неверными.
Когда Алимжанов посчитал, что его ученик готов к главной в своей жизни миссии, используя старые связи, он вышел на радикалов, находившихся за рубежом, и сообщил им, что подготовил смертника. Спустя несколько дней Ербосын Исабеков уже летел в Баку.
В течение полутора месяцев братья по вере возили мужчину по разным городам страны, показывали мусульманские святыни, водили по мечетям. А каждый вечер в дом, где жил Исабеков, приходили люди, по его воспоминаниям, всегда разные. И каждый раз речь шла о том, какая важная миссия отведена ему в борьбе с неверными, как важно быть твердым и решительным на пути джихада и что после смерти его ждет рай с массой наслаждений.
Всему этому Исабеков внимал со спокойствием. Но — ровно до тех пор, пока его прямо не спросили, готов ли он пожертвовать жизнью во имя веры и совершить самоподрыв. Неуверенность и страх молодого человека его новые учителя почувствовали сразу и были этим очень недовольны, о чем тут же сообщили Алимжанову. Уже через несколько дней Мейраш тоже прибыл в Иран.
После недолгих переговоров наставники окончательно пришли к выводу о том, что Исабеков не подходит на роль смертника. Однако отказываться от использования его и Алимжанова в своих дальнейших целях не стали.
Любая война требует средств
С этих пор перед Мейрашем Алимжановым была поставлена новая задача. Вместе с Исабековым он должен был вернуться в Казахстан, продолжить вербовку последователей, вооружить их и, главное, собирать и переправлять денежные средства, которые должны были пойти на подготовку террористов-смертников в специально созданных для этого в странах Ближнего Востока лагерях.
Разработать план действий и воплотить его в жизнь Алимжанову оказалось вполне по силам.
О том, каким образом члены группировки радикалов собирали средства для своих зарубежных братьев, следователи умолчали. Однако догадаться об этом не сложно, учитывая тот факт, что первым делом вновь созданная ячейка фанатиков серьезно вооружилась. В их арсенале оказалось несколько пистолетов, три автомата, сотни патронов к ним и гранаты.
Схема переправки денег за рубеж так, чтобы это не вызывало подозрения, была разработана неким человеком, который периодически выходил с Алимжановым на контакт в интернете. При этом преступники предпринимали исключительные меры конспирации, общаясь заранее оговоренными фразами, значение которых было известно только им. При этом при общении в видеочатах собеседник на том конце ни разу не показал своего лица.
По приблизительным подсчетам следователей, за все время сотрудничества с зарубежными радикалами ячейка Алимжанова перевела им не меньше 40 тысяч долларов.
Радикалы осуждены — дело сдано в архив
Приговор по делу террористической ячейки, созданной Мейрашем Алимжановым, состоялся 22 июня 2012 года в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Алматы.
Защитники подсудимых уверяли, что их клиенты никогда не относились к террористическим группировкам и тем более их не финансировали, всю свою жизнь честно зарабатывая на содержание своих семей.
Результатом длительного судебного разбирательства стал обвинительный приговор. Мейраш Алимжанов был признан виновным в создании и руководстве террористической группы и финансировании террористической деятельности и получил 12 лет лишения свободы. Все его сподвижники проведут в колониях по восемь лет.
Суд апелляционной инстанции оставил приговор без изменения.