АЛМАТЫ, 5 окт — Sputnik. Первые слухи о высокогорном курорте, а в первоначальной версии некой "горнолыжной базе", который могут построить на территории одноименного урочища, появились еще в 2007 году.
По некоторым данным, идея возникла у властей еще в далеком 2001 году. В любом случае переломным в истории Кок Жайляу стал 2008 год, когда в закон "Об особо охраняемых территориях" были внесены поправки, позволяющие выводить территории нацпарков в так называемые "земли запаса" с потерей неприкосновенности.
В последующие годы о большой стройке в горах стали говорить все чаще, а в 2012 году экологическое общество "Зеленое спасение" уже вовсю собирало подписи против строительства.
Самым ожесточенным в истории споров вокруг Кок Жайляу стал 2013 год — год подготовки первого проекта технико-экономического обоснования, общественных слушаний и судов. Тогда против строительства в горах снова восстали общественники, ратующие за экологические ценности — они развернули настоящую информационную кампанию против антропогенного вмешательства в экосистему. Другие опасения были связаны с догадками о возможности под шумок "прибрать к рукам" земли Кок Жайляу для коммерческого строительства элитного жилья.
Горячий 2013-й год
Это был год самых горячих обсуждений — и государство, и противники строительства продолжали гнуть свою линию. В январе 2013 года в здании алматинского Казгидромета прошли первые общественные слушания по проекту технико-экономического обоснования курорта.
В СМИ продолжали появляться разные мнения о проблеме. Например, летом 2013 года за строительство курорта высказался тогдашний министр охраны окружающей среды Нурлан Каппаров.
А в конце 2013 года межрайонный экономический суд Алматы оставил без удовлетворения иск движения "Зеленое спасение". Противники горнолыжного курорта пытались доказать незаконность экологической экспертизы управления природных ресурсов и регулирования природопользования. Потом решение было обжаловано, но исход дела не изменился: через казахстанские суды "зеленым" так и не удалось отстоять свою точку зрения. Дискуссии о том — принесет ли курорт больше пользы, чем вреда — продолжались.
Главный аргумент властей "за" строительство курорта в горах — привлечение туристов. Тогда неоднократно в СМИ заявлялось о скорой переполненности лучшего казахстанского горнолыжного курорта "Шымбулак". Проект "Кок Жайляу" подавался в русле большой стратегии расширения туристского потенциала страны.
"Зеленые" говорили о том, что масштабное строительство курорта и сопутствующей инфраструктуры в сердце уязвимой экосистемы неизменно принесет огромные негативные последствия: от загрязнения окружающей среды до изменения естественных путей миграций животных, а, кроме того, отразится на экологическом имидже Казахстана.
Земли запаса
В феврале 2014 года прошли общественные слушания по технико-экономическому обоснованию перевода земель Иле-Алатауского нацпарка в земли запаса для строительства Кок Жайляу. Общественники заявили, что слушания были проведены с нарушениями Орхусской конвенции.
Во-вторых, по мнению части эко-защитников, управлять передачей земель нацпарка куда бы то ни было городские власти не имели права, так как речь шла об особо охраняемых территориях республиканского значения, а не местного. Впрочем, как уже говорилось, в суде им так и не удалось ничего доказать.
Чиновники и сотрудники специально созданного ТОО "Кок Жайляу" в конце 2014 года смело заявляли о начале строительства курорта уже в следующем, 2015 году. Тогда продолжали озвучивать данные: длина горнолыжных трасс должна составить 65 километров, сдача в эксплуатацию намечена на 2017-й год, а оценивался проект в 60 миллиардов тенге.
В декабре 2014 года более тысячи гектаров Иле-Алатауского нацпарка все-таки были переведены в земли запаса.
Заморозка проекта
Неожиданный поворот дело получило в следующем году, когда вроде бы курорт должны были начать строить.
В начале 2016 года было получено официальное подтверждение заморозки проекта, по формулировке акима Алматы Бауыржана Байбека − "с учетом мнения общественности", однако согласно другой версии — из-за "оптимизации бюджета".
Целый год акимат хранил молчание. Поступали только сигналы общественников: в урочище некие строительные работы как будто продолжались — но, например, на официальный запрос Sputnik Казахстан о том, что происходит, ответа акимата так и не последовало.
Летом 2017 года стало известно: базирующийся в Женеве Комитет по вопросам соблюдения Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция), установил, что решения по проекту строительства горнолыжного курорта "Кок Жайляу" принимались с нарушениями соблюдений ряда требований Конвенции.
Осенью 2017 года стало окончательно ясно: "Кок Жайляу" государству все еще нужен. По словам заместителя акима Алматы Ильяса Мадиева, разрабатывается новое технико-экономическое обоснование. Тогда же он подтвердил, что в урочище проводятся работы по строительству канализации и электрической подстанции.
Возрожденный проект вышел на финишную прямую уже в 2018 году.
Что мы имеем после "перезагрузки" проекта
Летом 2018 года директор Almaty Mountain Resorts, компании-разработчика ТЭО курорта, Наиль Нуров и Ерлан Жайлаубай провели презентацию нового проекта. К тому времени проектно-сметная документация и технико-экономическое обоснование еще не были созданы. Но представлять на суд общественности Нуров и Жайлаубай решили концепцию, которая представляла интерес из-за того, что была, по их словам, существенно изменена.
Во-первых, изменилось название: "Кок Жайляу" теперь называют не "международным горнолыжным курортом", а "горным всесезонным курортом".
Во-вторых, строительство вроде бы удешевили: реализация старого проекта оценивалась в 1,5 миллиарда долларов, новый вариант должен обойтись гораздо дешевле — в 200 миллионов долларов.
В-третьих, пропускная способность курорта снизится с 10 тысяч человек до 5 тысяч человек.
Далее: уменьшится длина горнолыжных трасс, она снижена до 25 километров (против 65 километров в первоначальном варианте). Самое главное изменение концепции — изменение целевой аудитории.
Если первый проект рассчитывался по большей части для зажиточных иностранных туристов, то новый может быть создан преимущественно для казахстанцев: 60% клиентов составят по расчетам жители Алматы, 20% — казахстанцы из других регионов, 20% — иностранцы.
Общественные слушания по предварительной оценке воздействия на окружающую среду (предОВОС), которые проходят сегодня, важны по нескольким причинам:
— это не первые общественные слушания в истории Кок Жайляу, поэтому имеется накопленный опыт и их можно сравнить с предыдущими;
— это первые общественные слушания после "перезагрузки" проекта и вывода о нарушении Орхусской конвенции в предыдущие годы. Недаром чиновники и на презентации конвенцию и необходимость согласования проекта с общественностью упоминали часто.
— аким Алматы Бауыржан Байбек, а позже и руководитель управления туризма и внешних связей Ерлан Жайлаубай рассказали — от проекта могут отказаться по результатам общественных слушаний и по результатам анализа технико-экономического обоснования проекта.