Следы от пуль, куклы и деньги – тайны мусульманского кладбища в Астане

Мусульманское кладбище "Караоткель" – сакральный памятник культурного наследия. Первые захоронения датируются XVII веком. Кто стрелял по надгробным плитам, что странного в траве у памятника воинам Кенесары хана и зачем у могил оставляют куклы и деньги – в репортаже Sputnik Казахстан
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 28 окт – Sputnik, Айгюзель Кадир. Покосившиеся надгробные плиты под натиском времени медленно уходят глубоко в болотистую почву. На потускневших камнях глаз обывателя едва разберет чагатайские, персидские слова, выгравированные арабской вязью. Подойти ближе немного страшно. Боишься потревожить дух давно и навсегда ушедших из этого мира, но лишь недавно обретших покой. Мусульманское кладбище "Караоткель" стало последним пристанищем шедших на верную гибель воинов великого казахского хана Кенесары, депортированных народов и детей, погибших от голода в страшные годы казахской истории.

Мусульманское кладбище "Караоткель"

Следы от винтовок на скромных надгробиях

Закрытое сакральное место погребения усопших находится между столичными микрорайонами Молодежный и Целинный. Самые древние захоронения датированы началом XVII века. Кладбище существовало в столице с 1609 по 1962 год.

Ушел к воинам Кенесары: мой дед обрел мечту в день своей смерти
На площади в 16 гектаров сегодня порядка двух с половиной тысяч деревянных, металлических и каменных плит, но старожилы уверены, что земле были преданы по меньшей мере десять тысяч человек.

В советские годы камни с погоста увозили на строительство школ, рассказывает директор филиала неправительственного экологического фонда имени Вернадского Ерлан Макажанов.

Перед тем, как начать знакомить с историческим памятником, Ерлан прочитал строки из священного Корана и предупредил: "Это не мы им помогаем, а они нам. Поэтому первым делом нужно просить разрешения у усопших".

Ерлан Макажанов перед тем, как провести экскурсию по кладбищу, прочитал строки из Корана и попросил у усопших разрешения

Здесь не увидишь помпезных мазаров – у большинства могил лишь скромные надгробия с надписями, малая часть из которых на кириллице, и сделанные из подручных средств небольшие ограждения.

"Строить мазары нельзя. Иногда потомки просят сделать дубликат камней и поставить памятник. Это единственное, что рассматривает совет аксакалов фонда "РУХ". А также просьбы о благоустройстве", — поделился Ерлан Макажанов.

За порядком на кладбище следит смотритель Еренбек кажы, который приступил к своим обязанностям в сентябре этого года. Здесь он живет в небольшом домике и каждому, кто приходит, рассказывает историю старинных погребений.

Еренбек кажы живет в небольшом домике и следит за порядком на кладбище

"В советское время здесь стояла воинская часть. Они занимались, стреляли по плитам, как по мишеням. Все буквы, надписи попортились от выстрелов пулеметов и винтовок", — говорит Еренбек кажы.

Операция "Чечевица"

Ограждение у мусульманского кладбища в центре города появилось относительно недавно. Строительные работы были завершены в 2012 году при содействии акимата, общественного фонда "Рух", при финансовой поддержке мецената Михаила Гуцериева.

Здесь покоятся родственники одного из богатейших бизнесменов России Михаила Гуцериева

Одного из богатейших бизнесменов России многое связывает с Акмолинской областью. В казахской степи скончался его дед Саад, этнический ингуш, сосланный сюда в сороковые годы. Предок бизнесмена и братья, погибшие детьми, покоятся на древнем кладбище в Астане.

Древний сакский курган обнаружили близ Астаны
"Как вы знаете, в 1944 году была проведена операция "Чечевица" (депортация чеченцев и ингушей в районы Казахстана и Кыргызстана). Многие умирали здесь от голода, хоронили их в сараях, домах, потому что вообще хоронить запрещали. Как только режим немного ослаб, казахи предложили хоронить и перезахоранивать на этом кладбище. Потом здесь были пожары, как видите, следы", — продолжил рассказ Ерлан Макажанов.

Среди погребенных — казахи, ингуши, чеченцы, татары. Покоятся не только мусульмане, но и христиане, отметил Макажанов.

Воины хана Кенесары

Пройдя по узкой тропинке, мы оказались у памятника воинам казахского хана Кенесары – последнего правителя всех трех казахских жузов. Шесть лет назад отечественным ученым удалось выяснить, о чем гласят восемь строк, написанные арабской вязью, на установленной в 1838 году надгробной плите.

Захоронение с воинами Кенесары в Астане стало сакральным местом
"Здесь было Акмолинское укрепление, построенное по указу царя. Кенесары Касымов собрал 20-тысячное войско и выступил против царской империи. Напав на крепость, в большой битве он потерял 200 сарбазов – рядовых воинов и 50 сардаров – офицеров, среди которых были беки, султаны – родственники хана", — сказал Еренбек кажы.

Ерлан Макажанов добавил, что казахские воины в борьбе с подданными царя знали о грядущей неминуемой гибели. Храбрые батыры, вооружившись мечами, луками и стрелами, шли против освоивших огнестрельное оружие солдат.

"По историческим данным, здесь похоронен Самеке-хан, первый хан Среднего жуза, сын Тауке хана. Но камень пока так и не нашли. Захоронен купец Косшыгулов, кондитерские изделия фабрики которого поставлялись на царский стол, а также четыре шейха. Я склонен полагать, что казахских, а не арабских. Была здесь захоронена и Галия – любовь прославленного борца Балуана Шолака. Он ей посвятил песню "Галия", — поведал смотритель кладбища.

Останки писателя и государственного деятеля Смагула Садвакасова были доставлены на родину спустя 77 лет после смерти

На "Караоткеле" покоится и государственный деятель, писатель Смагул Садвакасов, который в возрасте 33 лет скончался в московской больнице в 1933 году. Останки представителя казахской интеллигенции были доставлены на родину спустя 77 лет после смерти.

Кто и зачем просит горсть земли с кладбища

Холодный ветер разносит по кладбищу обрывки фраз, донося их до могильных насыпей. Без тени стеснения сюда захаживает усатый четвероногий друг, усаживается прямо на надгробие и пристально следит за незнакомцами. "Говорят ведь, что у кошек девять жизней", — произносит фотокорреспондент.

На кладбище частенько захаживают три кошки, некоторые могут усесться прямо на надгробия и следить за незнакомцами

Пушистики иногда тут лакомятся пробегающими мышами, рассказывает Ерлан Макажанов, обходя погибшего при неизвестных обстоятельствах мелкого хвостатого грызуна.

Когда и где в Астане появится новое кладбище
Кошки могут вальяжничать вдоволь, а вот незваным гостям тут не рады. Иногда через ограждения сюда проникают пьяные люди без определенного места жительства. Порой у могил находят тряпки, обмотанные палочки и бумажки – видимо, для проведения колдовских ритуалов, делится мыслями Ерлан. Некоторые странным образом делают садака — кидают деньги через забор в качестве милостыни.

Со слов смотрителя Еренбека кажы, сейчас бомжей он ловит тут редко, а приходящим за горстью земли с кладбища женщинам строго запрещает появляться у сакрального места.

"Сейчас такого нет, но раньше приходили. Особенно ночью. Наговоры, заговоры делали, наверное, бросали тряпки, куклы возле могил. Я им запрещаю, не пускаю их. Чего только не придумают. Надо Коран читать, я им говорю", — ответил Еренбек кажы.

1 / 9
Мусульманское кладбище "Караоткель"
2 / 9
Мусульманское кладбище "Караоткель"
3 / 9
Мусульманское кладбище "Караоткель"
4 / 9
Мусульманское кладбище "Караоткель"
5 / 9
Мусульманское кладбище "Караоткель"
6 / 9
Мусульманское кладбище "Караоткель"
7 / 9
Захоронения на мусульманском кладбище "Караоткель" в Астане
8 / 9
Старое кладбище в Астане
9 / 9
Старое кладбище в Астане

Легкий страх, сковывавший в самом начале пути, давно отступил. В голове крутились мистические истории, которыми пестрят страницы Всемирной паутины. Ерлан Макажанов, опережая вопрос о загадках кладбища, показал на скошенную траву у памятника погибшим воинам Кенесары хана.

"Вот вам немного мистики. Видите, тут трава примятая. Бомжи в основном ютятся у тех деревьев, а здесь никто не ходит. Никто траву не косил", — сказал он.

Но позже ореол таинственный разбился о слова Еренбека кажы.

"Трава притоптана? Есть же в "Нур Отане" молодежное крыло, они образовали отряд под названием "Сарбазы Кенесары хана", человек 40 приходили, они и скосили лишнюю траву, убирали. Помогают нам", — ответил смотритель.

Cвятыни Казахстана через объектив мэтра фотографии
Еренбек кажы считает, что бояться нужно не мертвых, а живых. Спящие вечным сном в ожидании рая никому не причинят зла, уверен он.

"Ничего сверхъестественного здесь нет. Центр города, кругом дома. Привидения-мривидения, как они грамотно-то называются? А, полтергейсты! Такого нет. Они, наоборот, охраняют нас, защищают. Здесь каждый день читается Коран, это священное место", — подчеркнул он.

В будущем, с его слов, мусульманское кладбище станет "легкими" города. Сюда планируют привезти 500 саженцев из Усть-Каменогорска, построить мемориальный парк. В перспективе и возведение медресе в части, где отсутствуют захоронения.

"Мне нравится тут находиться. Задумываешься о ценности жизни, целях. Понимаешь, что ничто не вечно. Все мирские блага мы с собой забрать не сможем. Сознание очищается, по-другому начинаешь подходить к своим социальным отношениям", — произнес директор филиала экологического фонда.

Пока мы обходили все кладбище, прошло больше часа. В это время сюда помолиться зашел мужчина. Его притянула энергетика места, вслед нам сказала Сауле Касенова, которая время от времени помогает Еренбеку кажы.

Сауле Касенова время от времени помогает Еренбеку кажы

 – Скажите, вы ведь были по ощущениям не в городе, когда проходили по кладбищу?— спросила она вслед.

 – Нет, точно не в городе.

Мусульманское кладбище "Караоткель"