Однако, несмотря на неоднократные громкие заявления о намерении "порвать с СНГ", официально Киев пока не пошел на разрыв отношений с Содружеством.
Стоит подчеркнуть, что система железных дорог в СССР создавалась как единое целое с общим центром управления. В свое время именно создание железнодорожного cовета СНГ позволило сохранить управляемость перевозок. Выход Украины из общей системы управления движением может привести не только к проблемам с транзитом, но и к техногенным катастрофам.
В целом возможный выход из СНГ второй по объему экономики постсоветского пространства поменяет конфигурацию организации и потребует пересмотра основ взаимной торговли.
Локомотивы, сахар, нефть
Одной из основных причин задержки с выходом из СНГ является нежелание Киева терять льготы, связанные с режимом свободной торговли в Содружестве (ЗСТ СНГ).
Причем торговля между этими тремя странами идет именно в рамках ЗСТ СНГ– то есть подавляющее количество товарных позиций ввозится беспошлинно. Это не могло не способствовать росту товарооборота.
В случае с Казахстаном также очень важен вопрос транзита товаров с Украины. В 2016 году Россия фактически ввела мораторий на транзит украинских товаров через свою территорию в Казахстан и другие центральноазиатские страны. Как следствие, по итогам 2016 года товарооборот между Киевом и Астаной упал до 926,7 миллиона долларов.
Обе стороны стали активно искать обходные пути транзита (в первую очередь через Иран), и в 2017-м товарооборот вырос на 39%. А в этом году, по словам президента Нурсултана Назарбаева, он подрос еще на 19% (по итогам полугодия).
Казахстан не стал поддерживать санкции России в отношении украинских товаров, в том числе из-за переговоров о вступлении в ВТО. Украина может заблокировать процесс присоединения Астаны к этой организации.
Украина имеет неплохие перспективы резко увеличить и экспорт в Казахстан своего сахара-сырца, но тут украинские экспортеры неизбежно вступят в ценовую войну с российскими поставщиками.
В свою очередь, Казахстан хочет увеличить поставки на Украину нефти.
Причем, если до 2015-2016 годов больше 80% энергетического экспорта из Казахстана на Украину приходилось на попутный нефтяной газ (побочный продукт добычи нефти), то сейчас его доля снижается, а вот объем экспорта сырой нефти растет.
Однако и тут есть "фактор России" — экспорт сырой нефти из Казахстана идет железнодорожным транспортом через российскую территорию. Поэтому сейчас Астана активно работает над разработкой морского пути доставки нефти и нефтяного газа на Украину.
В июле этого года российский президент Владимир Путин подписал указ, продлевающий запрет на перевозки украинских товаров через территорию РФ. По оценке экономистов, меры по запрету транзита через Россию уже нанесли Украине ущерб минимум на 400 миллионов долларов. Киев активно пытался оспорить этот запрет как в структурах СНГ (включая экономический суд Содружества), так и ВТО. Но теперь у Украины остается только ВТО как площадка для судебных разбирательств с Россией.
Правда, Казахстан, уже в рамках Евразийской экономической комиссии, может инициировать вопрос о незаконности ограничений со стороны России на транзит товаров с Украины. К этим претензиям может присоединиться и Кыргызстан.
Но захотят ли они ради поддержания товарооборота с Украиной (безусловно, важного, но не критичного) идти на обострение экономических отношений с Россией?