Президент Украины Петр Порошенко подписал указ "О прекращении действия для Украины отдельных международных договоров, заключенных в рамках Содружества Независимых Государств".
Это подписание не стало неожиданностью. Официальный Киев практически все годы независимости считал для себя оскорблением принадлежность к постсоветскому интеграционному объединению и всячески подчеркивал свой "особый" статус.
Уйти, не приходя
Невзирая на двойственную позицию Киева, остальные государства-партнеры де-факто признавали Украину участником СНГ, заключив с ней более 400 договоров и даже предоставляя право председательства в организации. Именно на момент председательства пришелся переворот 2014 года. Тогда Украина по собственной инициативе отказалась и от лидерства в этом постсоветском форуме, и от участия в организации вообще.
В связи с этим указание Порошенко о прекращении участия украинских представителей в СНГ является лишь юридическим закреплением фактического состояния дел.
Уйти, чтобы остаться
Громко хлопая дверью Содружества, украинский лидер заявил: "Нам там нечего больше делать — мы двигаемся вместе в Европу". Оставим сие заявление на совести "вождя нации", ибо многострадальная Европа, членом которой пытается себя назначить Украина, устала повторять, что перспектив вступления в ЕС у Украины нет, и максимум возможного – это пресловутое соглашение об ассоциации. Последний раз, буквально пару недель назад, об этом напомнил представитель ЕС на Украине Хьюг Минрарелли.
Как и в случае с ЕС, куда Украина ломится, не поинтересовавшись согласием самих европейцев, спросить у членов СНГ, а захотят ли они сохранять для Украины действие договоров после ее выхода из СНГ, Киев не потрудился. И если уж украинская столица решила, как на базаре, "перебирать харчами", по этому пути могут пойти и другие члены СНГ. Ведь совершенно не факт, что сохранение безвизового режима с Украиной заинтересует, например, Азербайджан или Беларусь, а Армения пожелает приютить у себя толпы украинских гастарбайтеров или признавать их дипломы. Проблема не во "вредности" партнеров по СНГ, а в утрате возможности проводить переговоры и урегулировать проблемные ситуации из-за отсутствия представителей Украины в рабочих органах СНГ.
Договорно-правовая база СНГ охватывает практически весь спектр сотрудничества, от стандартизации и экологии до борьбы с преступностью и промышленной кооперации. Потому сейчас даже невозможно предсказать весь спектр негативных последствий разрыва отношений Украины и СНГ.
Чья победа, кто побежден?
Наиболее важным соглашением в рамках СНГ является договор о зоне свободной торговли, всеми преимуществами которого Киев пока что пользуется. Его действие приостановлено лишь в отношениях с Россией, остальные же страны Содружества еще не закрыли свои рынки для украинской продукции.
Между тем доля Украины во внешней торговле Беларуси составляет 12%, Молдовы – 10,3%, России – 2,2%, Казахстана – 1,7%, Узбекистана – 1,3%. Думаю, можно не дискутировать о том, насколько важнее для Украины СНГ, чем для СНГ Украина.
Кроме того, рынок СНГ является практически единственным, куда Киеву еще удается поставлять высокотехнологичную продукцию. Разрушение договорно-правовой базы для этих поставок наверняка приведет к еще большей деградации украинского промышленного потенциала.
"Украина должна, выходя из организации, выйти из всех многосторонних договоров, которые заключены, а после заключить их заново, но уже на двухсторонней основе, — пояснил заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. – Пролонгируют ли страны СНГ соглашения с Украиной – зависит от позиции каждой из стран, по отношению к Грузии этого сделано не было". Выход из СНГ негативно скажется прежде всего на миллионах украинцев, считает он.
Неуловимый Джо по-киевски
Удерживать не исполняющий свои обязательства и вечно недовольный Киев в СНГ никто не собирается. Как проинформировала Мария Захарова, процедура выхода Украины из организации займет год. После этого Киев может отправляться хоть в Европу, хоть в Организацию Африканского единства – которая ближе Украине по экономическим показателям.
Содружество, безусловно, потерю Украины переживет. Как известно, леди, выходящая из дилижанса, увеличивает его скорость. Что же касается украинских граждан, им вновь придется приспосабливаться.