АСТАНА, 19 авг — Sputnik. Эту историю, о которой было известно ограниченному кругу людей в советское время, обнародовала телекомпания "Мир 24". Поднятые из архива документы, воспоминания очевидцев и реконструкция тех событий легли в основу документального фильма "Иду на Неву".
Цепочка событий
Пассажирский самолет Ту-124 в августе 1963 года выполнял рядовой рейс Таллин – Москва. После взлета, когда лайнер набрал высоту, передняя "нога" шасси отказалась складываться и болталась под фюзеляжем.
Экипажу была дана команда – попытаться "отщелкнуть" стойку шасси обратно в воздухе своими силами, однако им это не удалось. Прежде чем идти на посадку в Ленинграде, пилоты кружили над городом, чтобы выработать топливо.
Восьмой круг
В итоге лайнер сделал семь кругов – пассажиры на борту ни о чем не подозревали. После седьмого круга диспетчер рекомендовал командиру идти на посадку. Но тот решил зайти еще на один круг, так как топливо еще оставалось. Неожиданно двигатель "чихнул" и заглох. Давление топлива упало, а до посадочной полосы оставалось еще больше 20 километров.
Командир воздушного суда Виктор Мостовой и второй пилот Василий Чеченев приказали экипажу перебраться в хвост самолета. Решение надо было принимать моментально – Чеченев, который до прихода в гражданскую авиацию был военным летчиком, предложил посадить самолет на воду. И Мостовой передал ему управление.
Посадка за 14 секунд
В руках Василия Чеченева Ту-124 прервал снижение, повернул на Неву и дотянул до середины реки. На высоте всего 90 метров машина едва не задела арку Большеохтинского моста. Лайнер остановился в 200 метрах от опор Железнодорожного моста. С момента остановки двигателей прошло 14 секунд. Как оценят потом специалисты, если бы все было сделано не за 14 секунд, а за 15 – самолет врезался бы в опору.
Мастерство пилотов и большая доля везения спасли воздушное судно от катастрофы – никто из пассажиров и членов экипажа не пострадал.
Экипажу повезло, что рядом с ними в то утро проплывал небольшой буксир. Он и оттащил самолет максимально близко к берегу.
Расследование и судьба экипажа
Крупное авиационное происшествие как посадка на реку пассажирского самолета, естественно, повлекло за собой масштабное расследование.
Почему пилотам не хватило топлива до аэропорта, объяснили ошибкой в расчетах командира: он недостаточно правильно оценил фактический расход горючего с учетом того, что полет проходил на меньшей высоте и с выпущенными шасси. Второй версией был отказ топливомера, который показывал наличие керосина при фактическом его отсутствии.
Все же действия пилотов были признаны правильными — Виктору Мостовому и Василию Чеченеву подарили по двухкомнатной квартире. Но страна своих героев не узнала — обошлись без государственных наград и чествований.
Спустя 55 лет после этих событий выдвинута инициатива об установлении памятной доски на одном из домов возле места приводнения Ту-124.