АСТАНА, 29 мая — Sputnik. Результаты четырехлетнего пилотного проекта детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) представили правительству Республики Казахстан на конференции "Правосудие для детей: результаты, инновации и дальнейшее развитие" в Астане.
Во время конференции участники обсудили долгосрочную стратегию по развитию системы правосудия для детей, разработанную на основе рекомендаций независимой экспертизы.
"Позитивные изменения достигнуты благодаря политической воле страны и тесному взаимодействию между всеми партнерами, неправительственными организациями, работающими в этой сфере. Отмечаем, что опыт Казахстана в сфере правосудия для детей представляет интерес на международном уровне и имеет потенциал быть распространенным за пределами страны, в том числе на региональном уровне среди стран Центральной Азии", — отметил представитель ЮНИСЕФ в Казахстане Юрий Оксамитный.
С 2014 года ЮНИСЕФ при поддержке Европейского Союза в Казахстане в рамках совместной программы "Укрепление системы правосудия для детей и защиты их прав" реализовал пилотные проекты по трем направлениям: помощь несовершеннолетним жертвам и свидетелям преступлений в Актау, профилактика правонарушений среди детей, находящихся в высоком риске совершения преступлений, в Кызылорде и программа по работе с детьми, находящимися в конфликте с законом, в Усть-Каменогорске.
Что нужно сделать Казахстану?
ЮНИСЕФ представил 12 рекомендаций, адресованных различным ведомствам и уполномоченным органам Казахстана.
1. Разработать комплексную межведомственную политику по вопросам правосудия для детей.
"В Казахстане не существовало плана действий, политики или стратегии в области правосудия для детей с момента принятия Концепции развития системы ювенальной юстиции на 2009-2011 годы. Несмотря на то, что было разработано несколько планов действий, каждый из них касается конкретной области и не рассматривает вопросы правосудия для детей комплексно", — пояснили эксперты.
Это предполагает наличие межведомственного координационного механизма на национальном уровне. Такая политика должна распространяться на местном уровне и переходить в конкретные планы действий для каждого региона.
2. Разработать комплексное законодательство в сфере правосудия для детей, полностью соответствующее международным стандартам.
"В Казахстане нет комплексного законодательства в сфере правосудия для детей. Правовые нормы разбросаны среди большого количества документов. Комплексное законодательство и стратегия обеспечат реализацию правосудия для детей всеми участниками на самом высоком уровне. Более того, несмотря на то, что Казахстан ратифицировал международные конвенции и должен соблюдать свои обязательства в области прав человека, законодательная база Казахстана еще не полностью соответствует международным стандартам", — указывают специалисты ЮНИСЕФ.
"Более того, неучастие детей в возрасте до десяти лет в судопроизводстве противоречит Конвенции ООН о правах ребенка. Участие таких детей должно сопровождаться поддержкой со стороны специализированных социальных служб в течение всего времени и с внедрением комплексной социальной поддержки. ЮНИСЕФ мог бы играть важную роль в плане предоставления методических рекомендаций", — считают эксперты.
3. Разработать услуги на базе сообществ для детей в риске совершения преступления и детей в конфликте с законом по всей стране.
Специалисты указывают, что такие дети часто сталкиваются с трудными семейными или жизненными ситуациями и оказываемая им социальная поддержка остается на низком уровне.
Данный вопрос уже рассматривается государственными органами при поддержке ЮНИСЕФ. Консультанты, проводившие оценку, рекомендуют обратить особое внимание на полное участие семей таких детей и поддержку семей.
4. Улучшить защиту, восстановление и социальную реинтеграцию детей-жертв.
"В Казахстане очень много детей, ставших жертвами преступлений. Несмотря на то, что были приняты положения по повышению защиты таких детей, нет законодательства, которое обязывало бы использовать аудио- и видеооборудование, обязательное для всех случаев, связанных с детьми-жертвами, и которое ограничивало бы количество опросов детей-жертв во время допросов в полиции или перед судом", — поясняет ЮНИСЕФ.
Кроме того, аудиовизуальное оборудование пока недоступно во всех специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних.
Вопрос уже обсуждается с государственными органами.
5. Все дела, связанные с детьми в конфликте с законом, должны рассматриваться специализированными межрайонными судами по делам несовершеннолетних.
Законодательство предусматривает, что дела, связанные с участием детей в контакте с законом, рассматриваются специализированными межрайонными судами по делам несовершеннолетних, за исключением особо тяжких преступлений, рассматриваемых специализированными судами по уголовным делам. Хотя такие дела, скорее всего, приведут к лишению свободы, с учетом того, что они составляют особо тяжкие преступления. Такие специализированные суды не учитывают психологические особенности детей и вероятность того, что судьи обучены дружественному к ребенку правосудию меньше, чем судьи в специализированных межрайонных судах по делам несовершеннолетних. Следует отметить, что государственные органы уже рассматривают данный вопрос.
6. Внедрить систематический и стандартизованный подход к сбору данных.
Кроме того, отсутствие детализированных данных препятствует анализу влияния реформы на конкретные группы детей, включая девочек.
"Данные следует разделять по полу, возрасту и иным параметрам в системе правосудия, в том числе в отношении детей в конфликте с законом и детей-жертв и свидетелей. ЮНИСЕФ продолжит оказывать поддержку органам статистики по расширению данных", — заверили эксперты.
7. Разработать институциональный и практический план обучения для специалистов, работающих с детьми.
Уровень обучения судей специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних считается очень высоким, но обучение не является обязательным до того, как они начинают отправлять правосудие.
"Иногда дела детей рассматриваются судьями, не проходившими обучения по дружественному к ребенку правосудию. Обучение сотрудников правоохранительных органов, особенно полиции по делам несовершеннолетних, следственных судей, которые могут работать с детьми, офицеров пробации, прокуроров и адвокатов остается рассредоточенным и в основном проводятся НПО и ЮНИСЕФ без стратегического плана", — поясняют специалисты.
8. Обеспечить обязательное присутствие психологов и социальных работников во время судебного разбирательства с использованием согласованных руководящих принципов.
При работе с детьми в конфликте с законом, детьми-жертвами и детьми-свидетелями нет руководящих принципов, касающихся роли и задач психологов до, во время и после судебных разбирательств. Более того, присутствие психологов и социальных работников необязательно во всех делах, связанных с детьми, что создает противоречия при обращении с детьми, учитывая их возраст и статус.
9. Внедрить альтернативные решения размещения детей в закрытых специализированных школах и Центрах адаптации несовершеннолетних.
"С начала реализации Совместной программы ЕС-ЮНИСЕФ было проведено несколько мероприятий по преобразованию специальных организаций образования для детей с "девиантным" поведением и организаций с особым режимом содержания под управлением министерства образования Казахстана в услуги для детей, не связанные с постоянным проживанием", — указывают эксперты.
Решение, ориентированное на оказание психосоциальной помощи детям и их родителям, может быть более эффективным, чем изоляция ребенка от его семьи, учитывая, что он или она вернется в ту же ситуацию после того, как ребенок покинет подобное учреждение.
Также рекомендуется изменить название специализированных учреждений, чтобы избежать стигматизации ребенка.
10. Создать малокомплектные формы учреждений для детей, содержащихся в колонии для несовершеннолетних, и обеспечить справедливое обращение.
"Детей содержат в колонии для несовершеннолетних, которые зачастую находятся далеко от их семей. Это приводит к тому, что дети реже встречаются со своими семьями, и создаются финансовые затруднения для некоторых семей. Создание малокомплектных учреждений для мальчиков и девочек позволит им быть ближе к родственникам и будет способствовать их реинтеграции. Государственные органы должны обеспечить, чтобы девочкам были доступны такие же услуги в области образования, как и в учреждениях для мальчиков", — убеждены эксперты.
11. Увеличить усилия по проведению реформ в отношении предварительного заключения.
Усилия по проведению реформ были сосредоточены во многих направлениях, в том числе по развитию институтов, альтернативных мер, пробации, общественных услуг или обучения, но очень мало было сделано в отношении досудебного этапа.
Тем не менее нет другого конкретного законодательства, касающегося срока содержания детей под стражей, и никаких положений о том, что лишение свободы, включая досудебное содержание под стражей, является лишь крайней мерой и должно использоваться в течение как можно более короткого периода времени.
Консультанты, проводившие оценку, рекомендуют особое внимание уделять предварительному заключению путем проведения исследований, обучения, изменений в законодательстве и развития специализированной следственной полиции и прокуроров.
12. Продолжать создание и укрепление специализированных учреждений по всей стране.
Кроме того, необходимо продолжать укреплять уже существующие специализированные учреждения. Развитие организаций, в том числе консультативных центров, должно основываться на законе, чтобы обеспечить их работу и финансирование. Консультанты, проводившие оценку, также рекомендуют перенести ответственность за пробацию в социально ориентированное учреждение, которое не входит в систему правоохранительных органов.