Как "Казпочта" удивила вице-премьера беспилотниками

Плотно упакованные газеты летательный аппарат сбросил неподалеку от главного по внедрению цифровых технологий в стране Аскара Жумагалиева
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 5 мая — Sputnik, Сергей Ким. Казахстан — одно из немногих государств в мире, где разрешено использовать беспилотные летательные аппараты для почтовых перевозок. Наша почта, таким образом, одна из самых передовых в этой части. Что сегодня продемонстрировали самому Аскару Жумагалиеву – вице-премьеру, которого президент, по его собственным словам, "специально назначил", чтобы тот занимался цифровизацией экономики.

За показательное выступление отвечал председатель правления АО "Казпочта" совместно с компанией Adrome Automation, по заказу гиганта запускающей беспилотные дроны в отдаленные населенные пункты.

Далеко не все знают — уже около года "Казпочта" доставляет газеты в труднодоступные населенные пункты с помощью мобильных летательных устройств. Преимущества этих небольших крылатых аппаратов — высокая мобильность, независимость от качества дорог и малая энергозатратность.

Сарсенов: "Казпочта" планирует внедрить возврат товара, купленного онлайн
Первые тестовые полеты почтовые беспилотники совершили 1 июля 2017 года – с тех пор они перевезли 1600 килограммов газет.

На поле с приветливой весенней травкой у Капчагайской трассы и прошла мини-презентация. В ожидании вице-премьера, который почему-то опаздывал, рабочие, прикрепленные к беспилотнику, запустили первый дрон – репетиция.

Беспилотник, похожий на красивый самолетик, разогнался по направляющим рельсам и начал полет, который через несколько метров оборвался. Конструкция ударилась о земляные грядки.

Тут же вспомнилось апрельское фиаско "Почты России", квадрокоптер которой красиво "вошел" в стену и вызвал волну творческой радости для журналистов, выдавших вскоре заголовки вроде "Первый дрон комом".

Рабочие сосредоточенно собирали аппарат, их шеф – генеральный директор компании Adrome Automation Алексей Ким — объяснял неудачный запуск тем, что он был тестовым.

"Казпочта" продемонстрировала работу дронов по доставке газет Аскару Жумагалиеву

Убился о стену: первый дрон "Почты России" потерпел крушение
И выдал массу интересной информации. Например – беспилотный аппарат не приземляется в точке доставки, а сбрасывает груз, как бомбардировщик, прямо вниз. Именно поэтому дронами не перевозят посылки – не выдержат приземления, только газеты.

Еще журналисты выведали – сколько стоит перевозка: "Казпочта" дает Adrome Automation 90 тенге за килограмм доставленных газет. Немного, даже учитывая то, что каждая посылка по 2 килограмма.

"Этого достаточно для того, чтобы мы поддерживали эту услугу", — несколько неопределенно ответил Ким.

Несложные, но, возможно, неточные вычисления на месте показали (1600 килограммов доставленного груза, умноженные на 90) – за год компания заработала на сотрудничестве с "Казпочтой" 144 тысячи тенге, то есть, что-то около средней месячной зарплаты казахстанца. Тут же выяснилось: Алексей Ким занимался авиамоделированием еще в детстве и почтовые перевозки по воздуху – это и для души. Что, вроде бы, объяснило многое, но дилетантская арифметика уже плодила в голове новые вопросы. Тем более, тут же Ким поделился – один стоит от 5 тысяч долларов. Впрочем, аппарат может стоить и дешевле – если делать самостоятельно.

"У нас есть свое производство мелкосерийное. В целом, сборка и сведение этого в готовый продукт – производство Казахстана. Микросхемы – конечно, не всегда целесообразно у себя делать, когда есть готовое, придумано до нас. Так дешевле. И нам, помимо всего прочего, надо свою компетенцию поднимать. То есть, нам не интересно готовый продукт использовать, но он будет дороже в разы и проект потеряет свою экономическую целесообразность в принципе. Беспилотники наши на тестах показывают дальность до 200 километров, но это предельная дальность, мы никогда не летаем так, поскольку должен быть запас на непредвиденные обстоятельства. Фактически, он может легко 70 километров в одну сторону лететь", — раскрыл глава частной компании характеристики дронов и секреты их появления на свет.

Оказывается, почтальон местного почтового отделения знает с точностью до 10 минут, когда с неба упадет груз на парашютике. Маршрут один, точка сброса тоже постоянна – система налажена.

Приехал вице-премьер. События ускорились – на направляющие рельсы без промедления поставили дрон, который взлетел так уверенно, будто и не было падения до главной демонстрации. Превратившись в точку и сделав большой круг, беспилотник подарил время председателю правления АО "" Сакену Сарсенову, который с оживлением рассказывал высокому гостю о перспективах новой воздушной почты.

"Казпочта" продемонстрировала работу дронов по доставке газет Аскару Жумагалиеву

"Сейчас мы покрыли 30 сел в Алматинской области, Карагандинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской области. Еще мы хотим 159 сел до конца года охватить. Мы сейчас будем подключать Восточно-Казахстанскую область. Мы хотим летать в горной местности – когда снег, перемет, дожди опасно ездить. Вот, например, у нас есть село – по дороге 150 километров, машина 5 часов едет. А дрон за 40 минут долетает, сбрасывает и обратно возвращается", — рассказывал Сарсенов вглядывающемуся в небо покровителю "Цифрового Казахстана".

Аскар Жумагалиев

После "круга почета", беспилотник снизился и сбросил внушительный кубик перемотанных пленкой газет, который упал с высокой точностью в паре десятков метров от наблюдающих. Кубик вручили .

"Смутно верили… Ну как… верили, но все равно были сомнения, что этот проект заработает", — говорил Сарсенов о том, каким проект оказался удачным.

Вице-премьер одобрил.

"Хороший проект, хороший…" – отозвался он.

"Плюс еще развиваем "зеленые технологии" – эти дроны полностью электрические", — добавил Сарсенов.

"А…" – будто и не ожидал вице-премьер – "… хорошо!"

Беспилотник