– Сергей Васильевич, как вам весенняя Астана?
– Астанинский ветер, я, конечно, недооценил, шею продуло. Последний раз я был в Казахстане во время выборов президента в качестве наблюдателя в Алматы. В Астане был довольно давно, лет семь назад. Приезжаю по определенным поводам, на книжные ярмарки, или когда зовут на мероприятия. В этот раз приехал на Ассамблею, в которой впервые приму участие.
– Зов Родины ощущаете?
– Ощущаю. Это большая часть моей жизни, множество воспоминаний, друзей и родственников, живущих здесь.
– Вы не частый гость на малой родине, а значит легко можете видеть то, что изменилось с момента последнего визита. Что бросилось в глаза на этот раз?
– Завтра вы примете участие в Ассамблее, где будет глава Казахстана. Доводилось ли до этого общаться с президентом?
– Нет, с Нурсултаном Назарбаевым я не встречался.
– Если, к примеру, после этого мероприятия вам предложат написать книгу о президенте Казахстана, согласитесь взяться за такую работу?
– Почему бы и нет. Это достаточно интересно, потому что люди, которые добились большого успеха, заняли свое место в истории – люди в любом случае фантастические.
– В каком жанре была бы эта книга? Каким героем вы видите Назарбаева?
– Помимо героев, в фэнтези очень важно место, в котором происходит действие. Какой населенный пункт или объект в Казахстане, на ваш взгляд, фактурно и мистично можно было бы описать в одном из ваших произведений, а после снять в кино?
– Казахстан сам по себе место очень разнообразное, яркое и красивое. Есть и великолепные горы, степи, озера и леса. И фактуры, и видов здесь достаточно. Можно подобрать пейзаж и картинку для любого сюжета. Если говорить о каких-то сильных местах, то это, безусловно, горы. Алатау и его предгорья – место, где чувствуешь себя наедине с миром, природой и небом. Там можно колоссально подпитаться энергией. Степь удивительна по-своему. Ее вид от края до края дает одновременное ощущение крошечности и единства с природой.
– Сергей Васильевич, со времен экранизации дозоров прошло более десяти лет, российское кино с тех пор изменилось. Сейчас в прокат выходит одноименный с вашим романом фильм "Черновик" − расскажете об основных отличиях в работе над фильмами? Насколько изменился подход, сделали ли кинематографисты шаг вперед?
– В целом съемочный процесс не изменился. Сейчас режиссеры смелее и проще работают со спецэффектами. Техника и технологии позволяют рисовать более обширные и более крутые пейзажи, создавать другие миры. В картине "Черновик" я снялся в одном эпизоде вместе с режиссером картины Сергеем Мокрицким, который и предложил красивую идею. Там есть сцена, где герой находится в метро, ему становится плохо, он пытается вырваться из зоны, из которой ему нельзя выходить. И ему помогают два случайных пассажира, один из них режиссер, а другой я. Помогаем ему прийти в себя, даем воды, выводим из метро. Получается, что автор книги и автор фильма спасают своего персонажа.
– А как вы относитесь к мнению, что современное кино – одноразовое. Как думаете, с чем это связано, и как часто вы пересматривали дозоры?
– Дозоры я смотрел несколько раз. Изначально на премьерных показах, потом неоднократно по телевизору. Я, наверное, не показатель смотрения этого кино, так как имею к нему непосредственную причастность, я обязан смотреть его. Однако, думаю, что дозоры хочется пересматривать и другим зрителям.
– Можете поделиться секретом того, каким должен быть сюжет книги, чтобы его обязательно экранизировали?
– Какого-то секрета тайного нет. Есть общее понимание того, что легче экранизировать. Наши дни снять в кино куда легче, чем снять полностью нарисованный мир как в "Аватаре" или "Звездных войнах". Если книжка историческая, то шансов на экранизацию очень мало, потому что самое дорогое – это не компьютерная графика, а пошив костюмов и воссоздание исторической обстановки.
– Стара, как мир, дилемма — смотреть или читать. На ваш взгляд, молодежь сейчас не читает, а только потребляет готовый продукт в виде фильмов?
Также не стоит забывать, что многие сейчас читают книги в электронном виде, слушают аудиокниги, из-за чего может сложиться впечатление, что молодые люди не читают, раз дома книг нет и в книжные магазины они не ходит. Молодежь читает, просто чтение изменило свой формат.
– Сергей Васильевич, сложно ли в произведениях отражать современные проблемы, критиковать, к примеру, строй, в котором живем?
– Безусловно, такой перенос я делаю, но, как правило, не напрямую. Потому что когда начинаешь напрямую описывать какую-то реально существующую проблему, книга становится сиюминутной, политической или социальной агиткой. Проходит какое-то время, и она становится непонятной и ненужной.
– А из насущных вопросов, могут современные писатели достойно зарабатывать?
– Могут, но это очень малое количество людей. Буквально несколько топовых писателей. В России, думаю, это по пять авторов в каждом жанре.
– Какими качествами необходимо обладать, чтобы войти в этот список избранных?
– Посоветуйте три книги, которые каждый должен прочитать.
– Если не брать духовную, религиозную литературу, а я считаю, что образованный человек просто должен знать и Библию, и Коран, по-хорошему разбираться в иудаизме − во всем. Ведь вся мировая культура так или иначе восходит к священным текстам и без этого трудно будет понять картины и другие книги. Современников брать не буду, пусть время проверит. Думаю, нужно прочесть, как минимум, одну трагедию Шекспира, роман Достоевского "Бесы" и роман Германа Мелвилла "Моби Дик" для понимания того, что такое США.