В середине недели состоялись полуфиналы Кубка России. В одном из них курский "Авангард" обыграл ярославский "Шинник". Оба – представители ФНЛ, первой лиги. В другом действующий чемпион России и главный фаворит турнира московский "Спартак" принимал скромный клуб "Тосно", который, скорее всего, вылетит из премьер-лиги, который не нужен руководству Ленинградской области и который возглавляет бывший футболист "Спартака" Дмитрий Парфенов.
"Тосно", уступая в счете, на последних минутах основного времени отыгрался и победил в серии пенальти, выйдя в финал. И теперь в Лиге Европы выступит победитель Кубка России – либо "Авангард", либо "Тосно", и там сможет теоретически встретиться с лондонским "Челси", очевидно, не попадающим в Лигу чемпионов от Англии на будущий сезон.
Вы можете задаться вопросами, не перепутал ли я темы и зачем вам все это знать? Дело в том, что каким-то непостижимым образом Даниле Козловскому удалось снять пророческий фильм о событиях, случившихся за день до выхода его картины в прокат.
"Тренер", чьими главными героями являются скромная команда "Метеор" и ее наставник Юрий Столешников, это кино и об "Авангарде", и о "Тосно", и о Парфенове. Но главное – оно о футболе. Не про футбол, не про героев, чьи жизни развиваются на фоне футбола, а кино именно об игре. Обо всем том, за что миллионы людей ее так любят.
Конечно, такое близкое пересечение с реальностью, в том числе по датам, это всего лишь совпадение. Однако оно не было бы возможно, если автор этого грандиозного проекта не погрузился в тему максимально, не любил игру. А я читал рассказы российских коллег-комментаторов, сотрудничавших с Козловским при создании "Тренера", о том, как он пашет, как он живет фильмом. И эта пахота принесла результат.
Кроме того, в "Метеоре" Столешников обнаруживает известных футболистов Дмитрия Сычева и Алана Гатагова, которые сменили имена, и, понимая, что это неспроста, тренер весь фильм их не узнает, а футболисты весь фильм молчат, не выдавая себя. В "Метеоре" Столешников сталкивается с провинциальным футболом в первой лиге во всей его красе – отсутствие мотивации у игроков, "сливы", купленные судьи и прочие радости жизни. Однако Юрий не был бы спартаковцем, если бы не изменил ситуацию.
Вот игрок, которого за одну ошибку, да безрассудную, предали анафеме, но он встает и движется дальше. Вот команда из футболистов за тридцать, которым уже ничего не нужно, кроме зарплаты и премиальных вовремя, но которые вспоминают, что они пришли в игру не только за деньгами. Вот болельщики, готовые словесно уничтожить игроков, но когда действительно нужно, они будут с командой и с тренером. Весь фильм "Тренер" можно было бы назвать сказкой, но в самом начале я привел доказательство: футбол – это игра, где сказки случаются. И "Тренер" пропитан любовью к игре.
Не буду писать, что "Тренер" соткан из одних только достоинств. Это не так. Окруженная отличными априори и прекрасно играющими в "Тренере" актерами (к упомянутым выше необходимо добавить Андрея Смолякова, исполнившего роль отца Столешникова) слабо выглядит сыгравшая Варю Ольга Зуева.
Интересный персонаж, интересная внешность, но практически каждая фраза из ее уст звучит фальшиво. Непонятно зачем придумана и почему не дожата линия с "заговором" против "Метеора" — без нее можно было легко обойтись. В сценарии достаточно шаблонов, и многие вещи угадываются заранее. Впрочем, общей картины они практически не портят.
На удивление быстро российские кинематографисты научились снимать великолепные фильмы про спорт. "Легенда №17", "Движение вверх", и вот теперь "Тренер". В отличие от предшественников, в основе "Тренера" нет реальной истории. Но, как показывает жизнь, такие реальные истории все же случаются.