Могут ли соцсети управлять информацией в угоду политикам – мнение эксперта

Большинство европейцев верят в то, что Google и Facebook используют алгоритмы для манипулирования информацией в пользу той или иной политической точки зрения
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

АСТАНА, 19 апр — Sputnik. Большинство европейцев верят в то, что Google и Facebook используют алгоритмы для манипулирования информацией в пользу той или иной политической точки зрения. Таковы результаты опроса, проведенного в рамках проекта Sputnik.Мнения.

Sputnik Казахстан поинтересовался у главы Интернет Ассоциации Казахстана Шавката Сабирова, могут ли соцсети манипулировать информацией.

Кому и зачем нужна абсолютная свобода слова
"Это сегодня не новая вещь. Она уже известна, она уже работает. Это одна из вещей, которая является подразделением так называемых "кибервойск". Мы строим киберщит, но ведь есть еще и "кибервойска", которые подразумевают наступательные действия. Наступательные действия не только с целью взломать, нанести урон, вывести из строя, но и работа в том числе с населением страны, где ты видишь своего противника. Это просто обычная часть работы так называемых "кибервойск", которые сейчас стоят на переднем фронте и, по сути, формируют то информационное поле, которое сегодня тебе необходимо", — прокомментировал Сабиров.

Эксперт приводит в пример работу с личной информацией пользователей, касающуюся покупок или поиска товаров в Сети.

Борьба с интернет-пропагандой: в каких случаях казахстанцев отключат от Сети
"Все, что касается крупных компаний – тот же Google, Facebook – они, по сути, это делают уже, просто они под наши интересы подсовывают нам те новости, которыми мы интересуемся. Если вы попробуете один раз на Aliexpress что-то купить, в следующий раз, когда вы зайдете в Google, он вам начнет показывать картинки того оборудования, которое вы, допустим, недавно купили. В том же Facebook начинаете ставить "лайки", он подстраивается под вас и так далее. Другой разговор – будут ли они использовать эти вещи злонамеренно или с каким-то своим умыслом. Это второй вопрос. Думаю, что нет. Потому что если это дело где-то каким-то образом проявится, по сути, владельцы этого бизнеса могут потерять свой бизнес", — делится он.

Что касается другого рода воздействия на пользователей, Шавкат Сабиров не исключает вероятности, что соцсети, и не только США, могут использоваться в политических целях:

Назарбаев: Казахстану необходим надежный киберщит
"Одна из версий, почему Цукерберг, выступая в Конгрессе… как мальчик для битья говорил: "Извините, извините". Потому что все, что у него сегодня в руках, это позволяет манипулировать и создавать общественное мнение таким образом, как тебе это необходимо или выгодно. Исходя из этого, он понимал – если он начнет сопротивляться, биться в Конгрессе, его могут просто раздавить государственной американской машиной. В принципе, это сегодня один из инструментов агрессивной политики. Причем это все давно уже используется, причем используется активно. Я думаю, в нынешнее время это используется прежде всего в политических целях".

При этом Шавкат Сабиров отметил, что обеспокоен ситуацией в .

"Нужно понимать, что время, когда мы смотрели на это сбоку, уже прошло. Я почему говорю: Казахстан должен заняться активно этими вещами. Потому что если ты не займешься этим, займутся другие", — уверен эксперт.

Глава Facebook Марк Цукерберг 10 апреля дал показания на открытых слушаниях в Конгрессе . Причиной стали опасения, связанные с возможностью соцсети разглашать личную информацию пользователей. Цукерберг также принес извинения за позднее разоблачение троллей и ботов, распространявших фейковые новости.

Каковы результаты опроса?

Во Франции, Германии, Италии, Великобритании и США в опросе приняли пять тысяч респондентов старше 18 лет.

Большинство немцев (68%), итальянцев, американцев (по 60%), французов (57%) и британцев (54%) считают, что Google и Facebook используют алгоритмы для манипулирования информацией в пользу той или иной политической точки зрения. При этом во всех странах люди, получившие высшее образование, чаще остальных придерживаются мнения о манипулировании информацией этими компаниями.

Результаты опроса об информационной деятельности Facebook и Google