Революционных предложений со стороны Смагулова лично я насчитала три.
Второе — ТРЦ должны в обязательном порядке застраховать свою гражданско-правовую ответственность перед посетителями. И третье — при нацпалате "Атамекен" следует создать общественный совет с участием заинтересованных госорганов, который будет исследовать ТРЦ на предмет безопасности самостоятельно. Без явки в них с людьми в форме. Возможно инкогнито, под видом простых посетителей. А результаты таких исследований потом будут ложиться в основу решения — кому на двери вешать знак "Высокая безопасность", информирующий посетителей, что в этом здании сделано все возможное, чтобы исключить повторение трагедии в Кемерово, а кому не вешать.
Мнения, повторяюсь, разделились: кто-то уже успел обвинить Нурлана Эркебулановича в излишнем популизме и в рекламе своих "Мег", кто-то уже готов стать рупором этих идей.
Система управления рисками действует в налоговой и таможенной сферах, суть ее — вычислить добросовестных и недобросовестных плательщиков, первых отправить в "зеленый" коридор — и забыть об их существовании в том смысле, чтобы не приходить к ним с проверками вообще до тех пор, пока они исправно и вовремя все платят и сдают отчеты.
Второе: обязательное страхование гражданско-правовой ответственности — инструмент очень хороший даже не в силу того, что будет чем расплатиться с пострадавшими, а в силу того, что он может предполагать систему стимулирования бизнеса к повышению уровня безопасности в добровольном порядке.
Тут система должна срабатывать так: устраняешь недостаток — вызываешь страхового агента — фиксируешь устранение недостатка — меньше платишь по страховке. Но это в идеале, на практике же у нас страховые схемы достаточно неповоротливы в том смысле, что если заключил договор на год, то легче в госорганах пройти очередную проверку, чем изменить его условия.
Третье — знак "Высокая степень безопасности" или как он еще будет называться, это идея хорошая. Даже если она Нурлану Эркебулановичу продиктована исключительно стремлением стать первым обладателем такого знака в Казахстане, в чем его еще, не сомневаюсь, обвинят конкуренты.
Вопрос ведь касается не только ТРЦ, но и аэропортов, и вокзалов, и больниц, и высотных жилых зданий, наконец. А по большому счету — этот вопрос касается всех нас.